помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Основной порядок приватизации

Закон про получение в собственность жилья в порядке приватизации вступил в силу с 1991 года. Приватизировать можно все виды помещений, принадлежащих к жилому фонду, которые находятся в муниципальной или государственной собственности.

Чтобы приватизировать жилье, в котором человек проживает по контракту социального найма, достаточно его желания. Если речь идет о приватизации служебного жилья, требуется разрешение на данную процедуру его собственника. В остальном процесс приватизации осуществляется по единому плану.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Приватизированная квартира имеет ряд преимуществ. После получения недвижимости в собственность человек имеет право производить с ней любые юридические действия: продать, подарить, завещать на правах наследования и т.д. Если в приватизированной квартире прописать кого-то, можно не опасаться, что этот человек будет претендовать на долю в жилье.

Закон

Законодательство федерального уровня по вопросам приватизации менялось с течением лет. Несмотря на вносившиеся в него изменения, основная его идея осталась неизменной. Ее смысл состоял в том, чтобы население Российской Федерации получило жилье в собственность.

Одними из последних были внесены изменения в закон про приватизацию в феврале 2023, а затем 2023 года. В данных редакциях закона многие положения, которые действовали до этого, утратили свою силу, другие же были изложены по-другому. Например, срок бесплатной приватизации был продлен до марта 2023 года. Нужно отметить, что закон с момента принятия изменялся ни один раз.

Консультация у юриста перед оформлением приватизации

Обилие изменений не способствует тому, чтобы вопросом приватизации мог заниматься любой человек, который до этого не изучал проблему, поэтому при переводе жилья в собственность лучше получить консультацию опытного юриста, который поможет сэкономить время и решить проблему максимально быстро

Порядок действий

Приватизационный процесс проходит по определенному порядку. До окончания приватизации остается совсем немного времени, поэтому лучше ознакомиться со всеми этапами, которые придется пройти, заблаговременно.

Каков общий порядок приватизации жилых помещений:

  1. Нужно отыскать контракт соцнайма.
  2. Получить согласие от всех проживающих на приватизацию.
  3. Получить нужные документы в БТИ и иных инстанциях, которые сделают оценку состояния квартиры.
  4. Обратиться в ЖЭК или управляющую организацию за справкой о том, кто зарегистрирован на жилплощади.
  5. Если в квартире проживают несовершеннолетние, потребуется справка из опекунского органа о разрешении на проведение приватизации.
  6. Для подачи заявления про приватизацию все зарегистрированные в ней люди должны собраться вместе и посетить соответствующий жилищный орган.
  7. Когда получен договор про приватизацию, его нужно зарегистрировать в Росреестре, после чего будет выдано свидетельство про собственнические права.
  8. Приватизированную квартиру нужно поставить на учет в БТИ.

Основные конторы, в которые придется обратиться с целью приватизации жилья:

  • жилищный орган по месту проживания;
  • муниципалитет;
  • Бюро Технической Инвентаризации;
  • Кадастровая палата;
  • Регистрационная служба.

Особенности порядка приватизации в 2023 году

Земельного участка

Приватизация земельного участка имеет некоторые особенности и проводится по такой процедуре:

Нужно собрать бумаги по списку и подготовить заявление про приватизацию В этом документе указывается ФИО владельца, данные его паспорта, ИНН, по какому назначению используется надел, данные про объект, каким образом будет использоваться земля после приватизации.

Вместе с заявлением подаются такие документы:

  • паспорт;
  • доверенность, если оформлением занимается представитель, с описанием его полномочий;
  • документ про наличие у заявителя прав на участок;
  • бумага из госкадастра недвижимости;
  • справка из ЕГРП.

В зависимости от ситуации могут понадобиться некоторые другие документы.

Документы подаются в уполномоченную структуру Заявление нужно подать в администрацию по месту нахождения надела. После подачи документов человеку должна быть выдана расписка о получении. Вопрос рассматривается на протяжении 30 дней.
Если принято положительное решение, владелец ставит участок на кадастровый учет Все услуги, которые с этим связаны, выполняются за его счет. Замеры выполняет кадастровый инженер, после того, как он выполнит все нужные манипуляции, можно обращаться в Росреестр и ставить участок на госкадастровый учет.
Получение решения про предоставление надела Заявление рассматривается не более двух недель. При отсутствии кадастровой карты специалистом Комитета по управлению муниципальным имуществом может быть направлено обращение в соответствующий орган про осуществление замеров. Эта процедура может занять срок в 1 месяц. Когда будет готова кадастровая карта, участок предоставляется в собственность заявителю.
Регистрация собственнических прав Термин регистрации составляет 10 дней, осуществляется она на основания паспорта, заявления, решения про предоставление надела и квитанции про оплату госпошлины.

По договору социального найма

Закон при приватизацию закрепляет нормы, по которым жилье, которое предоставлено по контракту соцнайма, может быть переведено в частную собственность по таким же нормам, что и жилое помещение, которое принадлежит государству.

Для приватизации нужно:

  • подать заявление в БТИ или Многофункциональный Центр с целью оформления договора про приватизацию;
  • подписать договор;
  • произвести его регистрацию в регистрационной палате.
Программа приватизации

Программа приватизации — необходимый этап перехода от социалистической системы к рыночной экономике.

В каких случаях возможна приватизация через суд, читайте в этой статье.

По договору соцнайма могут приватизировать жилье особы, которые проживают в данной квартире, являясь ее нанимателями, а также члены их семьи, в том числе несовершеннолетние граждане, которые зарегистрированы на данной жилплощади. При этом до этого момента они не должны были использовать свое право на безоплатную приватизацию, о чем гражданин должен предоставить соответствующий документ.

Если человек переехал в другое жилье по контракту соцнайма, его можно приватизировать даже в том случае, если человек участвовал в приватизации предыдущей квартиры, однако для этого следует прекратить действие договора про приватизацию первого жилья.

При заключении договоров соцнайма военнослужащими им предоставляются квартиры, которые находятся в ведомстве Министерства Обороны России. Это может вызвать ряд сложностей, например, при начале процедуры приватизации может выясниться, что отсутствует владелец помещения, технический паспорт на жилище, управляющая структура и т.д. Это приводит к тому, что процесс оформления продвигается очень медленно.

Муниципальной квартиры

Порядок приватизации квартиры, находящейся в собственности муниципалитета, предполагает сбор таких документов:

  • паспорта всех особ, которым исполнилось 14 лет, а также свидетельства про рождение детей до 14 лет;
  • контракт соцнайма;
  • справка о состоянии лицевого счета, по которому не должно быть никаких задолженностей;
  • справка формы 2 про неучастие в приватизационном процессе ранее;
  • справка формы 3 из ЕГРП, в которой указывается, имеется ли у участников приватизации в собственности недвижимое имущество;
  • выписка на квартиру из ЕГРП;
  • заявление от имени каждого участника приватизации;
  • отказ жильца от участия в приватизации, если кто-то из проживающих не хочет принимать участие в процессе (документ должен быть нотариально заверен);
  • если процессом занимается третье лицо, у него должна быть нотариально заверенная доверенность.

Cкачать образец искового заявления о приватизации

При ряде обстоятельств этот перечень бумаг может быть расширен, например, в жилище производилась перепланировка. В таком случае человек должен будет предоставить документы о том, что она была узаконена.

Сбор документов – процесс, который потребует от человека сил и времени. Получать их нужно в разных инстанциях, на подготовку каждой бумаги предусмотрен разный отрезок времени, кроме того каждая справка имеет определенный срок действия, и если для одних документов — это 5 лет, то для других – один месяц.

Сбор документов при приватизации

Справки с наименьшим периодом действия стоит получать самыми последними, чтобы не пришлось обращаться за получением одного и того же документа дважды

Гаража

Право собственности на гараж регистрируется в несколько этапов. Первый из них предполагает получение документа, который подтверждает право владения данным имуществом. В ходе же второго нужно приватизировать сам надел земли, на котором возведен гараж. И тот, и другой процесс требует сбора ряда документов.

Для приватизации гаража следует собрать такие документы:

  • заявление про приватизацию;
  • квитанция про оплату государственной пошлины;
  • паспорт хозяина либо доверенность и паспорт, если решением вопроса занимается представитель;
  • документ, который подтверждает право владения объектом;
  • кадастровый план участка;
  • документ, который подтверждает право распоряжаться наделом земли, на котором построен гараж.

Последние 2 документа не понадобятся, если участок земли под гаражом уже приватизирован. Если же это не так, приватизация надела проводится после того, как человек получил документ, который подтверждает наличие у него собственнических прав на гараж. Земля должна быть выкуплена у государства или муниципалитета. Ее стоимость указывается в кадастровом паспорте и зависит от места расположения.

Если приватизация гаража производится через гаражный кооператив, каждый член должен предоставить такой пакет документов:

  • бумага, выданная председателем кооператива, в которой указывается, что человек является его членом и полностью выплатил свой пай;
  • распоряжение про выделение земли кооперативу;
  • технический паспорт на гараж;
  • паспорт;
  • заявление про оформление в собственность недвижимости.

Для приватизации земли гаражным кооперативом потребуется:

  • заявление от имени всех членов кооператива;
  • копии документов, которые указывают на право собственности всех членов;
  • документ про выделение земли гаражному кооперативу.

Скачать образец заявления на приватизацию гаража

Согласно действующему законодательству, гараж, который находится в гаражном кооперативе, может быть приватизирован, а земля выкуплена, если все владельцы оформят право на гаражи и землю. Поданная заявка рассматривается администрацией и в результате принимается решение, будет ли предоставлена земля данной организации на правах собственности или она будет сдаваться в аренду.

Жилых помещений

Процедура приватизации любого жилого помещения начинается с того, что должно быть получено согласие всех проживающих в квартире на приватизацию. После этого собирается пакет документов и происходит процедура регистрации собственнических прав.

Участвовать в приватизации могут все особы, которые имеют постоянную регистрацию в данной квартире, включая детей до 18 лет. Приватизировать квартиру может один человек либо несколько жильцов в равных долях. Проживающие имеют право отказаться от участия в приватизации, в этом случае они должны подготовить соответствующее заявление.

Процесс приватизации находится под контролем у местных органов власти. Чтобы начать процедуру, нужно написать заявление в администрацию населенного пункта, в котором находится квартира.

Заявление про приватизацию включает такие пункты:

  • полное имя заявителя;
  • место его рождения;
  • адрес, по которому человек проживает;
  • данные паспорта;
  • изложение самой просьбы;
  • информация о будущих собственниках;
  • характеристика квартиры;
  • данные особ, которые дали согласие на приватизацию.

Вместе с заявлением подаются следующие документы:

  • паспорта всех проживающих в квартире, если речь идет об участии в приватизации детей до 14 лет, нужно предоставить их свидетельства о рождении;
  • доверенность в том случае, если процедурой оформления занимается стороннее лицо;
  • документы, которые подтверждают право пользоваться жильем;
  • выдержка из домовой книжки;
  • документ, который подтверждает, что заявитель имеет право участвовать в бесплатной приватизации;
  • свидетельство о смерти человека, который был зарегистрирован в квартире;
  • документы, которые подтверждают смену фамилии;
  • другие документы в зависимости от ситуации.

На рассмотрение документов у чиновников есть 2 месяца. В течение этого периода и принимается решение про возможность приватизации жилья особой. В случае положительного решения нужно оформить контракт передачи помещения. Оформляет его жилищный отдел или МФЦ.

После подписания договора он должен быть зарегистрирован в Росреестре. На этом основании человеку и выдается свидетельство про собственность.

Признание права собственности на квартиру в порядке приватизации

Признание права собственности на квартиру в порядке приватизации производится в случае спорных моментов, при этом в роли истцов могут выступать любые лица, которые снимают квартиру по договору социального найма или согласно ордеру.

Какими законодательными актами регулируется процедура приватизации предприятий, можно узнать из этой статьи.

Где можно оформить доверенность на приватизацию — специалисты расскажут тут.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область -
    • Санкт-Петербург и область -
    • Регионы -

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.