помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Что такое приватизация квартиры

Приватизация является процедурой переоформления права собственности от государства частным лицам. Она может быть проведена с участием граждан, проживающих в помещении на законных основаниях.

Бесплатно оформить жилье можно было до 2023 года. В настоящее время приватизация квартиры продлена до 2023 года.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Процедура проводится в определенном порядке. Сначала собираются документы на объект недвижимости, направляется заявление в соответствующую инстанцию. После этого лицу требуется подписать договор на оформление жилья в собственности и зарегистрировать право в Росреестре.

На первый взгляд может показаться, что приватизация является легким процессом. Но она имеет некоторые нюансы, о которых необходимо узнать заранее.

Необходимые документы

Список документов, которые требуются для проведения процедуры приватизации, определяется на региональном или муниципальном уровне. Однако выделяют стандартный пакет, необходимый для оформления права собственности.

Важно знать, какие требуются документы для приватизации квартиры в 2023 году:

  • Лицу нужно иметь в наличие согласие на приватизацию или доверенность от лиц, которые проживают в жилом помещении. Если же некоторые граждане не согласны, то подписывается отказ. Он должен быть нотариально заверен. Также отказавшееся лицо может передать права другому человеку.
  • При регистрации в жилом помещении несовершеннолетних лиц требуется разрешение от органов опеки и попечительства. Лица, получившие паспорт, могут самостоятельно разрешать или отказывать в приватизации. Если родители выпишут ребенка из квартиры за полгода до проведения процедуры, то им может быть вынесен отказ.
  • Предоставить нужно оригиналы удостоверений личности проживающих граждан (паспорта, свидетельства о рождении), свидетельства о регистрации или расторжения брака, а также документы о смерти ранее проживавших в квартире лиц.
  • Право пользования жилым помещением подтверждается договором социального найма. Если он отсутствует, то нужен ордер, который предоставляется в отдел по делам муниципальной собственности.
  • Подтвердить отсутствие долга по платежам за услуги ЖКХ можно с помощью выписки из лицевого счета. Она выдается в УК или ЖЭК.
  • В территориальном органе УФМС выдается выписка из домовой книги.
  • Если квартира использовалась в период до 1999 года, то требуется обратиться в БТИ для получения справки о том, что лицо не приватизировало квартиру. В случае проживания после 2000 года документ выдается Россреестром.
  • Обязательно нужно иметь в наличии технический паспорт на квартиру. Если его нет, он выдается БТИ. Также требуется переоформление документа при проведении перепланировки.
  • Выпиской из ЕГРП можно подтвердить, что жилье не подлежало приватизации ранее.
  • Ходатайствовать о передаче прав в собственность лица можно в заявлении о приватизации. Оно составляется на специальном бланке муниципального органа, проводящего процедуру.

Плюсы и минусы

Многие граждане сомневаются, нужно ли приватизировать квартиру. Процедура имеет множество особенностей, а также достоинств и недостатков. Стоит ознакомиться с ними, чтобы сделать вывод о необходимости ее проведения.

Положительными моментами приватизации являются:

  • получение в собственность жилья за небольшую сумму, которая исчисляется из учета расходов на процедуру;
  • предоставление возможности распоряжения недвижимостью (продажа, дарение, завещание, сдача в аренду);
  • невозможность выселения собственника из жилого помещения;
  • возможность регистрации и выписки лиц, проживающих в помещении.

Выделяют и отрицательные моменты приватизации.

К ним относят:

  • увеличение размеров коммунальных платежей за счет приобретения права собственности;
  • оплату налога на недвижимость;
  • невозможность в полной мере распоряжаться жильем по договору социального найма;
  • ограничение сроков бесплатной приватизации;
  • длительность процедуры оформления прав собственности.

Закон о приватизации земельных участков распространяется на вопросы приватизации участков в дачных кооперативах и садовых товариществах.

Возможна ли продажа квартиры, если после приватизации прошло менее 3-х лет, читайте в статье по этой ссылке.

Сроки

Приватизация на бесплатной основе проводилась ранее до марта 2023 года. Однако законодатели выступили с инициативой продлить процедуру до 2023 года.

Оформление проводится в течение двух месяцев. В этот период входят подготовка документов, их рассмотрение компетентными органами, а также выдача бумаг, подтверждающих право владения имуществом.

В ходе подготовки документов стоит помнить, что срок действия многих из них ограничен:

  • выписка из ЕГРП действительна в течение месяца;
  • справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам дается на 30 дней;
  • срок действия выписки из домовой книги составляет две недели.

Если документы не будут предоставлены в течение определенного времени, то они оформляются повторно, а при передаче бумаги с истекшим сроком действия в приватизации откажут

Инструкция по приватизации квартиры

Выделяют определенный порядок проведения приватизации квартиры.

Процедура включает в себя несколько этапов:

  1. Сначала необходимо собрать по списку требуемые документы. В первую очередь стоит подготовить технический план или экспликацию. Они выдаются БТИ в течение 30 дней. Далее следует получить справку о ранее не проводимой приватизации и выписку из ЕГРП.
  2. С документами нужно посетить муниципальный орган исполнительной власти. Гражданин составляет заявление о проведении приватизации. Помимо самого заявителя должны присутствовать все лица, которые задействованы в процедуре. При наличии отказов, заверенных у нотариуса, нужно предоставить эти бумаги. На данном этапе передаются все имеющиеся документы на квартиру.
  3. После этого заключается договор о передаче права собственности на жилую площадь. Документ готовится и выдается в течение двух недель. Он является основанием для регистрации права.
  4. Право на недвижимость нужно зарегистрировать в Росреестре. Сотрудники органа выдают свидетельство о праве владения имуществом.

Муниципальную

После сбора необходимых документов гражданину следует посетить жилищный отдел в органах местного самоуправления.

Им может являться администрация:

  • города;
  • района;
  • села.

Проверка правильности подготовки и подлинности документов проводится в течение 60 дней работниками органа. Также они отмечают наличие квитанции, подтверждающей оплату государственной пошлины.

Если будет вынесено положительное решение, то непосредственный заявитель и лица, причастные к приватизации, должны прибыть в орган для подписания договора о передаче имущества в частные руки.

Наличие договора не является подтверждением права собственности. Документ нужно зарегистрировать в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Процедура проводится на протяжении месяца. Поэтому в целом срок проведения приватизации составляет около 3 месяцев.

Право на приобретение имущества, в котором проживают лица на основании договора социального найма, доступно для каждого гражданина. Поэтому люди, которые в силу различных причин не могут участвовать в процедуре, могут забронировать часть жилья. Им необходимо направить заявление в органы местного самоуправления.

Через МФЦ

В последнее время все более распространенной становится услуга проведения приватизации через Многофункциональные центры. Они являются посредниками между госучреждениями и гражданами.

Сотрудники МФЦ обрабатывают запросы и направляют документы в различные организации. В этом случае удается сократить время на подачу заявок лицами, участвующими в приватизации. Ведь вся процедура проводится в одном окне.

Чтобы приступить к приватизации, лицу требуется подать заявление, в котором он ходатайствует о предоставлении услуги. Человек должен заполнить бланк по установленному образцу.

Сотрудник МФЦ имеет доверенность от лица, которое передает документы. Она должна быть заверена нотариально.

Для проведения приватизации требуется определенный пакет документов.

В него входят:

  • договор социального найма;
  • технический паспорт квартиры;
  • справка с указанием прописанных в помещении лиц;
  • копия лицевого счета;
  • отказ от собственной доли в приватизированной квартире (по желанию лица);
  • согласие на проведение приватизации;
  • справка о неучастии в приватизации (при наличии прописанных или выписанных лиц после 1991 года);
  • ксерокопии удостоверений личности.

Полный пакет документов направляется в администрацию поселения. Сотрудники спустя некоторое время пригласят заявителя на подписание договора. При этом обязательно присутствие всех лиц, включая несовершеннолетних детей до 14 лет.

Если кто-либо из участников приватизации не может присутствовать, должна быть подготовлена нотариально заверенная доверенность, ведь в противном случае подписание договора не будет произведено

На прием в МФЦ можно записаться предварительно через интернет. Для этого требуется регистрация на портале государственных и муниципальных услуг (Госуслуги).

В разделе «Электронные услуги» заполняется заявление и прикладываются копии документов. Когда бумаги будут проверены, сотрудник МФЦ оповестит клиента о дальнейших действиях.

Процедура предоставляется на бесплатной основе.

Однако лицу, участвующему в приватизации, придется дополнительно оплатить подготовку некоторых документов:

Технический паспорт квартиры От 1500 рублей.
Доверенность Не менее 500 рублей.
Государственная пошлина за подготовку договора 1000 рублей.
Государственная пошлина за свидетельство 2000 рублей.
Выписка из ЕГРП 200 рублей.
Справка о прописке и о том, что лицо ранее не участвовало в приватизации Не менее 500 рублей.

Документы проверяются в течение двух месяцев. В этот срок заявитель будет приглашен для подписания договора. В МФЦ тщательно проверяют подлинность документов на жилое помещение. Иногда лицам выносят отказ в приватизации.

Выделяют несколько причин невозможности проведения процедуры:

  • неполный пакет документов;
  • участие одного из заявителей в приватизации ранее;
  • наличие у помещения статуса, не позволяющего проводить приватизацию (аварийного, служебного жилья или помещения, входящего в спецфонд администрации);
  • неправильное оформление договора социального найма.

Процедура в МФЦ имеет ряд достоинств по сравнению с другими способами приватизации. Она позволяет существенно сэкономить время граждан. При этом проводится она в соответствии с законодательными нормами.

Через суд

В некоторых случаях требуется проведение приватизации через судебные органы. Для этого лицу нужно подать иск, который будет рассмотрен в течение двух месяцев.

Приватизация проводится в судебном порядке в нескольких случаях:

  • если лицу нужно оспорить правовой статус жилья, доказав, что оно не является служебным;
  • если квартира не была зарегистрирована в ЕГРП;
  • если один из членов семьи имеет право на приватизацию, но отказывается его реализовывать.

При отсутствии желания проводить приватизацию, лицо может оформить нотариально заверенный отказ.

Обратиться в судебные органы следует, если государственные структуры препятствуют приватизации. В этом случае нужно иметь на руках письменный отказ. С ним необходимо обращаться в суд.

Пакет документов может быть изменен в зависимости от ситуации гражданина.

Однако во всех случаях требуется предоставление:

  • договора социального найма или ордера;
  • выписки из домовой книги;
  • паспорта заявителя;
  • копии лицевого счета.

Обращаться нужно в суд по месту нахождения ответчика, который отказал гражданину в проведении приватизации.

Исковое заявление должно содержать:

  • наименование судебного органа;
  • личные данные и адрес проживания истца;
  • информацию об органе и сотруднике, которые препятствуют приватизации;
  • доказательства нарушения прав истца;
  • требования заявителя;
  • перечень прилагаемых документов.

В пакет документов, которые могут потребовать судебные органы, должны входить:

  • копии бумаг о смене фамилии, имени или отчества;
  • копии удостоверений личности зарегистрированных в квартире лиц;
  • копии согласия на приватизацию родственников заявителя;
  • копии свидетельств о смерти ранее зарегистрированных умерших лиц;
  • выписки из домовых книг по месту проживания лица с июня 1991 года;
  • свидетельство о перепланировке квартиры и законности ее проведения;
  • отказ от приватизации совершеннолетнего члена семьи в пользу другого лица;
  • бумаги на квартиру (паспорт помещения, ордер, договор соцнайма).

Если все документы будут в порядке, суд вынесет решение в пользу истца. После этого он получает свидетельство о праве собственности в органах Росреестра.

Процедура приватизации имеет некоторые особенности, которые необходимо выяснить заранее. В этом случае передача прав на недвижимость проводится без проблем.

Процедура приватизации гаража в гаражном кооперативе в 2023 году не отличается от требований, предъявляемых к процедуре ранее.

Образец заявления на приватизацию квартиры можно скачать тут.

На что влияет прогнозный план приватизации муниципальной собственности, читайте в этой статье.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область -
    • Санкт-Петербург и область -
    • Регионы -

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.