Горячая линия юридической помощи
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 110-56-12 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-50-97 (бесплатно)
Регионы:
8 (800) 222-69-48 (бесплатно)

помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Особенности приватизации и разгосударствления

Приватизация и разгосударствление собственности – процессы, занимавшие центральное место в экономической политике многих стран на протяжении всего XX века. Они не утратили своей роли и в XXI веке.

В каждой из рассматриваемых далее стран эти процессы проходили с разным эффектом и массой нюансов, тем не менее, общего между ними больше, чем различий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Приватизация и разгосударствление – схожие по современной экономической практике понятия. В общих чертах, приватизация, как платный или безвозмездный переход государственной собственности в частную, является частью более обширного понятия – разгосударствления.

Разгосударствление — смена тотальной плановой государственной экономики на экономику многоукладную, с разными формами собственности.

Мировой опыт

Армения

Армения стала одной из первых стран на просторах распавшегося СССР, где было проведено реформирование собственности государства. В феврале 1991 года высший законодательный орган страны своим постановлением объявил о переходе к рыночным отношениям за счет приватизации.

Экономическая ситуация и начальные условия для приватизации в Армении были схожими с аналогичной обстановкой в других бывших союзных республиках, в одночасье превратившихся в независимые государства.

Но были и отличия. Армения выделялась высокой степенью индустриализации экономики, серьезным научно-техническим потенциалом, глубокой кооперацией с другими республиками, немалым уровнем личных сбережений населения.

Приватизация и разгосударствление собственности в стране проходило по нескольким направлениям.

Экономические реформы начались с сельского хозяйства. В короткие сроки, за два года, была проведена приватизация сельскохозяйственных земель. Из-за неполной проработки законов и спешки в осуществлении всего процесса, эта отрасль в Армении распалась на более чем 300 тысяч индивидуальных хозяйств, абсолютно не заинтересованных в кооперации и развитии.

Следующее направление занималось жилищным фондом государства. За пять лет, с 1993 по 1998 гг. все граждане Армении стали хозяевами собственных жилищ на безвозмездной основе. В короткий срок была решена важнейшая социальная задача, одновременно произошло возникновение и формирование современного рынка недвижимости.

Еще одно направление отвечало за государственные предприятия. Уже в 1991 году были приватизированы более трехсот объектов сферы общественных услуг и питания. В 1995 году дошла очередь и до настоящих гигантов армянской промышленности. Была проведена свободная подписка на акции десяти крупнейших машиностроительных и электротехнических предприятий.

К 2003 году приватизация в Армении затронула более полутора тысяч предприятий разных отраслей, причем больше половины из них (около 60%) было разгосударствлено путем свободного распространения акций.

Общий объем вырученных от приватизации средств составил около 235 млн долларов по данным на 1 января 2003 года.

Главными положительными итогами разгосударствления в Армении можно назвать:

  • образование среды для честной конкуренции организаций любых форм собственности, ликвидация монопольной экономики;
  • приток иностранных инвестиций, реализация нескольких крупных проектов с их участием;
  • серьезный рост количества частных предприятий, появление в стране класса собственников;
  • формирование фондового рынка, благодаря возникновению большого количества акционерных предприятий.
Особенности приватизации в Армении

Основные тренды экономической ситуации в Армении: перераспределение собственности, увеличение концентрации капитала, уменьшение роли небольших собственников

Бразилия

Первые процессы приватизации в Бразилии начались в 1991 году при президенте Фернанду Колоре. Тогда была активирована Национальная Программа Разгосударствления (НПР), действующая и сейчас. К 1996 году приватизация и разгосударствление собственности достигли уровня государственных предприятий, регионального и местного значения.

В первую очередь были приватизированы металлургические, нефтехимические предприятия, затем – сфера энергетики, транспорта, горнодобывающая отрасль и финансы.

Правительство Бразилии к 1996 году распродало собственные миноритарные пакеты более чем в тысяче предприятий. Были акционированы и крупнейшие нефтяные и телекоммуникационные компании.

Закон о приватизации жилья

Все основные моменты касательно правоотношений в сфере передачи государственного имущества в частные руки регулируются законом о приватизации жилья.

Как происходила ваучерная приватизация в России, можно прочитать в статье по этой ссылке.

По данным на конец 1996 года приватизация 52 крупнейших федеральных предприятий принесла суммарно около 18 млрд. долларов США в денежных средствах и ценных бумагах.

Современный этап приватизации в Бразилии затронул и сферу государственных услуг: электроэнергетику, телекоммуникации. Все это требует серьезного анализа и учета национальных интересов страны.

В Бразилии существует общественная система контроля и оценки деятельности предприятий разных форм собственности, позволяющая сделать приватизационные процессы более открытыми и доступными для граждан.

Конгрессом страны неоднократно принимались необходимые поправки в конституцию для ускорения процессов разгосударствления:

  • поправка 1995 года, разрешающая эксплуатировать системы газораспределения частным компаниям;
  • поправка о каботажной навигации, позволяющая иностранным судам транспортировать пассажиров и грузы в территориальных водах Бразилии;
  • поправка, ликвидирующая монополию государства на телекоммуникации;
  • поправка, позволяющая частным предприятиям добывать и перерабатывать нефть.

Процессы приватизации в Бразилии не закончились. На повестке дня – административная и налоговая реформы, а также полный передел системы социального обеспечения. Мировая тенденция приватизации государственных предприятий здесь обязательно продолжится.

Великобритания

Экономика Соединенного королевства всегда отличалась большой ролью государственного сектора. Однако, именно эта страна, одной из первых стала на путь «повальной» приватизации в начале 80-х годов XX века.

Главным катализатором процессов разгосударствления в Великобритании стала низкая эффективность государственных предприятий. Основными особенностями приватизации «по-британски» стали платность и неспешность или постепенность. Впоследствии эти свойства были отмечены в процессах, происходивших и в других странах Европы, что делает их универсальными.

Таким образом, главной задачей стало повышение эффективности предприятий. Для этого предполагалось освободить их от общественной нагрузки и обязательств и «погрузить» в конкурентную среду.

Также намечалось увеличение количества граждан-акционеров, для реформирования британского общества в демократию, состоящую из собственников. Попутно решалась задача снижения количества займов для государственного сектора, снижение роли профсоюзов и обретение политических преимуществ.

Приватизация в Великобритании растянулась во времени на два десятилетия и состояла из нескольких этапов:

1979–1984 годы «Малая приватизация», продажа наиболее конкурентных отраслей, в результате которой в частные руки переходили в основном, небольшие по масштабам деятельности компании.
1984–1987 Расширение процессов, увеличение числа собственников акций, приватизация крупных компаний телекоммуникационного и газового сектора с сохранением их монопольной роли.
С 1987 года Массовая продажа сферы общественных услуг с усилением конкуренции в этой сфере.

Италия

Не имеющая обширных запасов полезных ископаемых, Италия, долгое время проигрывала основным европейским конкурентам в скорости наращивания производственной базы и аккумулирования капитала. Здесь, как нигде в Европе, наблюдается наиболее существенное влияние государства на экономическое развитие.

В течении XX века в Италии были национализированы практически все отрасли экономики и народного хозяйства. Государство монополизировало железные дороги, страховую сферу, большинство крупных и средних банков. Созданный в начале 30-х годов Институт реконструкции индустрии фактически взял на себя функции государственного регулирования бизнеса.

В Италии сложилась особая система смешанного частного и государственного капитала. К середине 80-х годов доля государственных предприятий в ВВП Италии составляла около 22%. По этому показателю страна сильно опережала других европейских соседей.

Процессы приватизации начались здесь только в 90-х годах XX века. Мощной экономике страны уже не требовалась серьезная поддержка со стороны государства. Частный капитал начал проникать в банковскую сферу, встречая сопротивление со стороны эффективных и прибыльных государственных предприятий.

В итоге, правящие элиты Италии перешли к поэтапной приватизации госсектора, но без того «аврала», который наблюдался на просторах бывшего СССР и других новых демократий Восточной Европы.

Стратегия правительства Италии, сформулированная в законе о приватизации, заключалась в трансформации ведущих государственных предприятий в акционерные общества с дальнейшей ликвидацией. Тем самым, уменьшалась десятилетиями формировавшаяся сеть госпредприятий, и увеличивались доходы от их продажи, снижалась дефицитность бюджета и всей финансовой системы страны.

Приватизация в Италии, как показало время, прошла осторожно и постепенно, повысив конкуренцию и общую эффективность всей экономической системы страны.

Канада

Приватизация и разгосударствление в Канаде не отличались масштабностью. С середины 80-х годов, за десять лет, лишь 26 госпредприятий были приватизированы. В каждом случае участь компаний решалась парламентом страны, наделенном обширными полномочиями в данном вопросе.

Передача госсобственности в управление частным компаниям сопровождалась здесь проведением всесторонних консультаций для выработки наиболее выгодных схем.

Предпродажная подготовка включала в себя: оценку стоимости на рынке компании, публичное объявление условий продажи, определение механизмов контроля государством за работой компании после ее перехода в другую форму собственности.

В итоге для каждой приватизируемой компании вырабатывалась индивидуальная схема. Ценные бумаги размещались публично, государственные активы переходили в руки инвесторов исключительно на конкурсной основе.

Интересной особенностью приватизации «по-канадски» является наличие у государства права на включение своих представителей в советы директоров приватизированных компаний. Также государство может ограничивать размеры пакета акций для определенных инвесторов, запрещать конкретные действия компаний по изменению их структур без своего согласия.

Канада принадлежит к числу тех стран, где серьезно занимаются дальнейшей судьбой приватизированных компаний в общественных интересах. Здесь разработана эффективная система штрафных и дискриминационных мер к нарушителям.

Польша

Приватизация в Польше началась в 1990 году после победы блока «Солидарность» на выборах в сейм и начала мирного демонтажа социалистической системы в стране.

Под эгидой созданного министерства по реформе собственности была проведена «малая приватизация» в торговой сфере. В кратчайшие сроки в частный сектор были переданы около 60 тысяч предприятий и возникли несколько сотен тысяч новых.

В 1991 году правительством была одобрена схема приватизации банковской сферы, а в 1995 году стартовала «ваучеризация» по примеру Чехии и России.

В целом, приватизация «по-польски» состояла из нескольких этапов:

  • передача сотен основных предприятий страны под управление Казначейства с последующей их коммерциализацией;
  • создание двух десятков инвестиционных фондов, управляемых государством, среди которых были распределены акции приватизированных предприятий;
  • получение гражданами страны акций национальных инвестиционных фондов, после регистрации и внесения оплаты (примерно 20 долларов США).

В итоге, приватизация в Польше затронула 600 ведущих предприятий страны, 27 миллионов взрослых граждан. Было создано 20 инвестиционных фондов, фактически являющихся холдингами в среднем около тридцати предприятий. Каждый совершеннолетний гражданин Польши получил сертификат одного из фондов.

Нюансы приватизации в Польше

К 2001 году ПИИ в экономику страны составили около 12 млрд. долларов США

Необходимость

Рыночная экономика невозможна без частной собственности. Конечно, государственный сектор также имеет свою нишу, но он не может доминировать или присутствовать единолично, иначе экономика прекращает быть рыночной. Эффективная работа государственных предприятий возможна только при наличии конкуренции в среде частных компаний.

Нерыночная экономика неэффективна. На это непосредственно влияют внешние факторы – ослабление конкуренции, наличие государственных монополий и внутренние – слабость мотиваций хозяина предприятия, его отсутствие. Именно эта совокупность факторов предопределила крах плановой экономики социалистических и коммунистических государств.

Понятие частной собственности является, следовательно, основным идеологическим и практическим вопросом рыночной экономики. Приватизация же, представляет собой механизм трансформации государственной собственности в частную.

Цель приватизации – предоставление условий для стабильной работы рыночной системы. В ходе трансформаций собственности из одного вида в другой появляются возможности для реструктуризации производства, повышения его эффективности, тем самым увеличиваются и национальные доходы.

Приватизация, как показывает опыт разных государств, помогает в решении целого спектра задач, таких как:

  • повышение рентабельности компаний;
  • сокращение расходов государства;
  • увеличение поступлений в бюджет;
  • уменьшение влияния монополий, улучшение конкурентной среды;
  • привлечение сотрудников к распределению доходов, образование класса мелких собственников, «среднего» класса;
  • ослабление роли профсоюзных организаций;
  • стимулирование инвестиционных возможностей населения, тем самым расширяя рынок капитала;
  • создание запроса на институциональные реформы.

Этапы приватизации и разгосударствления собственности в России

Приватизация и разгосударствление собственности в Российской Федерации начались в 1991–1992 году, сразу после распада СССР. Эти процессы связаны в российской истории с личностями Е.Гайдара и А.Чубайса, игравшими в те годы, ведущие роли в правительстве страны.

Огромная, не поддающаяся точному подсчету часть государственного имущества РФ, обрела по итогам приватизации частных владельцев.

В зависимости от методов и форм, а также по соотношению целей, выделяют три основных этапа приватизации в России:

Ваучерный (1992–1994) Впервые в истории СССР и РФ формы и задачи приватизации были сформулированы Г.Явлинским и его соратниками при подготовке экономической программы «500 дней».

Был разработан масштабный набор документации обо всех подлежащих приватизации рыночных элементах. В короткие сроки предполагалось провести разгосударствление 70% всех промышленных и сельскохозяйственных объектов на сумму в 2200 млрд. рублей. На долю каждого гражданина РФ отводилось 14 тысяч условных денежных единиц.

Идея заключалась в предоставлении гражданам именного платежного свидетельства, которое нельзя было продать. Считалось, что на «ваучеры» не будет оказывать влияние инфляция, а стоимость их будет только расти.

В итоге, по указу Президента РФ в августе 1992 года началась выдача «ваучеров», продолжавшаяся до января 1993 года. Документ оказался неименным, хотя первоначально предполагался другое. Всего россияне получили более 146 млн. ваучеров, которые мгновенно начали покупаться и продаваться, с использованием бирж и чековых аукционов.

По принятому в июле 1991 года закону о приватизации государственных и муниципальных предприятий все участвовавшие в процессе предприятия делились на три группы:

  • мелкие, подлежавшие реализации на аукционах с численностью сотрудников до 200 человек;
  • крупные, преобразованные в акционерные общества, с численностью персонала более 1000 человек;
  • все остальные, для них допускалась любая форма приватизации.

К 8 июля 1994 года в РФ было приватизировано около 75% предприятий в торговой отрасли и сфере общепита и обслуживания. Две трети ВВП государства в короткое время перешло в частный сектор. 65 тысяч приватизированных предприятий принесли в бюджет страны около 2 млрд. рублей.

Денежный (1995–1997) С июля 1994 года начался денежный период приватизации с ясно сформулированной задачей, поиска оптимальной пропорции между бюджетными интересами и поддержкой приватизируемых компаний инвестициями.

Акции продавались уже не в массовом порядке, а выставлялись пакетами на аукционы, для равномерного наполнения бюджета.

За этот этап приватизации подверглись около 30 тысяч предприятий. Общее их число достигло 126 тысяч, что составило 59% от общего количества государственных предприятий к началу приватизации.

К главным итогам денежной приватизации можно отнести:

  • вовлечение в рынок большого количества государственного имущества;
  • возникновение и оформление рынка недвижимости;
  • бюджетный эффект – превышение ожиданий в 1997 году в 2,8 раза.
Современный
  • В последующие годы главной задачей стало исправление ошибок и корректировка тенденций, сформировавшихся на предыдущих этапах реформы. Был сформирован единый порядок процесса приватизации по всей РФ, введен в действие механизм передачи в частные руки федеральной собственности.
  • Основными формами приватизации были и остаются аукционы. Для мелких и средних предприятий используются и конкурсы, продажа посредством публичного предложения. Введено и доверительное управление.
  • Наметился тренд и на обратные трансформации – из частной собственности в государственную или муниципальную.
  • В стратегических отраслях экономики РФ роль государства остается доминирующей. Это касается в первую очередь топливно-энергетического и военно-промышленного секторов. Эффективная конкуренция в этих сферах невозможна без внушительной концентрации ресурсов и поддержки государства.
  • Несмотря на завершение основных этапов приватизации в РФ, перераспределение собственности в стране продолжается.
Приватизация муниципальной собственности

Приватизация муниципальной собственности регулируется законодательными актами, а также местными нормативно-правовыми документами.

Сколько стоит приватизация, можно узнать из этой статьи.

Будут ли продлять приватизацию квартир в 2019 году, разъясняют эксперты здесь.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Выскажите свое мнение

Имя
E-mail