Горячая линия юридической помощи
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 110-56-12 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-50-97 (бесплатно)
Регионы:
8 (800) 222-69-48 (бесплатно)

помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Что такое ваучерная приватизация

Несмотря на небольшую историю, приватизация успела пройти через множество различных этапов, в каждом из которых использовался свой подход.

Особенного внимания заслуживает ваучерная приватизация в России, которая стала одной из первых форм передачи государственного имущества в частную собственность. Данный формат существенно отличался от других, и несмотря на то, что цели у него были все те же, применялись совершенно другие методы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

При этом многие и сегодня не до конца поняли, что представляет собой ваучерная приватизация и в чем заключаются ее особенности.

Особенности

Ключевыми особенностями ваучерной приватизации можно назвать следующие характерные черты:

  • Государственные предприятия для максимально быстрой продажи было принято оценивать только по остаточной балансовой стоимости, в связи с чем их рыночная цена сокращалась в несколько сот, а то и тысяч раз.
  • Разница между рыночной и балансовой стоимостью дополнительно усиливалась активной инфляцией. Различное имущество, которое передавалось в руки физическим и юридическим лицам, оценивалось в соответствии с его балансовой стоимостью еще до того, как произошел резкий инфляционный скачок.
  • Преимущественное большинство государственных предприятий приватизировалось посредством использования государственных льготных кредитов, то есть потенциальные собственники в принципе не вкладывали в предприятие собственные деньги.
  • Чаще всего частные лица, получающие в свою собственность предприятия, имели близкие отношения с руководящими органами, в связи с чем случайному человеку обзавестись таким имуществом было крайне сложно.
  • Проведение приватизации осуществлялось в такой период времени, когда преимущественное большинство людей были абсолютно безграмотными в финансовой сфере. В связи с этим людей, которые уже привыкли постоянно верить своему государству и правительству, жестоко обманули.
  • Огромнейшее количество людей, которые имели лишь небольшое количество акций, в конечном итоге остались ни с чем после проведения реорганизаций. В некоторых случаях проводили дополнительную эмиссию акций, что приводило к абсолютному отсутствию какой-либо значимости голосов мелких акционеров.
Особенности ваучерной приватизации в России

Для обеспечения приватизации предприятия, которые производили реальную продукцию на дорогостоящем специализированном оборудовании, отличались практически нулевой стоимостью рабочих мест, в то время как компании, работающие в офисах в сфере обслуживания, могли иметь стоимость рабочего места в несколько десятков тысяч долларов

Приватизация дачного участка

Приватизация дачного участка позволит собственнику распоряжаться земельным участком по своему усмотрению.

Какие принципы заложены в план приватизации на 2020 год в Российской Федерации, можно узнать здесь.

Когда была проведена

Ваучерная приватизация проводилась на территории России в период с 1992 по 1994 годы. Официальная цель, которая была заявлена правительством в момент передачи различных предприятий в частные руки, являлась обеспечением максимального мощного класса собственников, в связи с чем многие государственные предприятия и другие виды бизнеса могли быть оформлены в частную собственность гражданами на абсолютно безвозмездной основе. Для обеспечения правильной передачи всего имущества создавался специализированный «ваучерный механизм».

Чтобы упорядочить процедуру массовой приватизации, а также исключить возможность какого-либо мошенничества, было принято решение разработать специализированный проект закона, обеспечивающего именные приватизационные счета и вклады. В соответствии с обновленным законодательством каждый гражданин России в государственном банке получил именной приватизационный счет, обеспечивающий ему право получения определенной части государственного или муниципального имущества на безвозмездной основе.

При этом стоит отметить тот факт, что по закону какая-либо передача таких счетов в пользу других лиц была запрещена, чтобы исключить возможность обмана обычных граждан различными мошенниками.

Однако в конечном итоге изначально справедливый и правильно рассчитанный механизм личных счетов решили упразднить.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что для проведения ваучерной приватизации пригласили более 200 специалистов из других стран, причем некоторые из них были кадровыми сотрудниками Центрального разведывательного управления США, а также лица, служащие в военной разведке. В конечном итоге некоторые из них были осуждены у себя на родине по той причине, что они, оставаясь государственными служащими, занимались незаконным обогащением с помощью приватизации в РФ.

Виды

Сама по себе ваучерная приватизация проводилась несколькими способами, каждый из которых отличался уже своими уникальными особенностями. В большинстве случаев все они были малоэффективными.

Пирамиды

Изначально задумывалось так, чтобы ваучерные пирамиды, более известные большинству как ЧИФы, обеспечивали максимально эффективное управление накоплениями обычных людей. Таким образом, гражданин не должен был отправляться самостоятельно на ваучер для покупки акций компании, и вся работа вместо него выполнялась ЧИФом, к которому он закреплен и который занимался массовой скупкой акций, в то время как гражданам обеспечивалась бы безбедная жизнь за счет дивидендов.

На практике фонды собирали активно ваучеры у населения, после чего принимали участие в чековых аукционах и занимались активной скупкой ваучеров действительно доходных предприятий. Дальше схема могла проводиться по разным вариантам.

В первую очередь, акции могли просто реализовываться с баланса инвестиционных фондов на баланс определенных организаций, которые находились под контролем влиятельных группировок в своем районе, причем реализовывались они по предельно низкой балансовой стоимости, а в фонде оставались номинальные активы для того, чтобы впоследствии его полностью ликвидировать.

Некоторые фонды просто занимались аккумулированием серьезных активов, которые позволяли им принять участие в ваучерных аукционах, и только потом уже самоликвидировались.

Бывало и так, что хозяева фондов создавали определенный пакет ваучеров, вследствие чего, хоть это и противоречило законодательству, продавали их директорам различных компаний, которые хотели получить ту или иную часть предприятия сразу. Директора компаний за счет того, что регулярно задерживали заработную плату своим сотрудникам и экономили средства множеством других методов, занимались активной скупкой таких пакетов, после чего уже на них выкупали акции своих предприятий.

Сами же ЧИФы, которые были обязаны обеспечить хранение ваучеров и обменивать их на акции, своей работой вообще не занимались, в связи с чем уже в скором времени все их быстро закрыли.

Чеки

Приватизационный чек представлял собой специальное государственное свидетельство, подтверждающее право собственности своего владельца на определенную часть государственной собственности, которая безвозмездно распределялась государством. Номинальная стоимость каждого такого чека составляла 10 000 рублей, поэтому сам он мог в дальнейшем использоваться как полноценное платежное средство, так как общий срок его реализации был ограниченным.

Ваучеры активно распространялись через отделение Сбербанка, но за каждую такую бумагу нужно было заплатить дополнительно 25 рублей. Чубайс на тот момент давал официальное объявление о том, что рыночная стоимость каждого ваучера будет равна двум «Волгам», что было просто невероятной роскошью для преимущественного большинства выходцев Советского Союза.

С точки зрения использованной модели приватизации номинальная стоимость ваучера в принципе не играла никакой роли, потому что этот документ только определял право на приобретение акций различных государственных предприятий в процессе их приватизации. При этом предусматривалось, что основная часть акций любой компании будет заменена исключительно на такие ваучеры.

Реальная стоимость данного документа непосредственно зависела от того, в каком состоянии находилась приватизация на том или ином предприятии. Таким образом, в одном месте можно было поменять ваучер только на 3 акции, в то время как в другом – на 300, то есть написать его номинальную стоимость можно было в принципе любую, и это никоим образом не сказалось бы на его покупательной способности.

Для хоть какой-то рационализации номинальной стоимости таких бумаг было принято решение привязать их к цене основного фонда на каждую единицу населения. Таким образом, распечатали приблизительно 150 миллионов ваучеров, каждый из которых имел номинальную стоимость в районе 10 000 рублей, то есть бумаги были распечатаны по одной на каждого гражданина России, включая несовершеннолетних и детей. Другими словами, если в семье было четыре человека, то им должно было быть предоставлено четыре ваучера. В общей сумме, соответственно, стоимость всех документов на страну достигала полутора триллионов рублей.

После того, как ваучеры впервые появились 01.10.1992, они еще неоднократно менялись свою стоимость, и в реальном выражении она приблизительно в два раза снизилась уже к середине следующего году. При этом в процессе расширения масштабов ваучеризации, а также учитывая количество объектов, которые можно было оформить в частную собственность, реальная стоимость ваучеров действительно приблизилась к номиналу на момент конца 1993 года.

В период 1993-1994 годов каждый месяц по всей стране проводилось приблизительно 800 чековых аукционов, вследствие чего приблизительно 70% от общего количества акций реализовали именно за ваучеры.

В реальности же обычные граждане имели не такое большое разнообразие вариантов того, как можно было использовать полученные ваучеры:

  • можно было просто продать полученные документ и получить за него небольшую сумму, которой могло хватить разве что на обеспечение проживания в течение одной-двух недель;
  • можно было купить акции определенных предприятий, включая те, в которых работал гражданин;
  • можно было передать бумаги чековому инвестиционному фонду, все из которых, как говорилось выше, в конечном итоге развалились.

Те же лица, которые имели достаточно большое количество ваучеров, могли принять участие в специализированных ваучерных аукционах для того, чтобы оформить в свою собственность акции государственных компаний.

В конечном итоге 99% обычных граждан не получили вообще ничего с ваучерной приватизации, что и было первоначально задумано теми лицами, которые организовали эту процедуру. Основная масса населения просто понятия не имела о том, что можно сделать с этими документами, в связи с чем их преимущественное большинство было передано в руки обыкновенных скупщиков. В связи с этим стоимость ваучеров постоянно сильнее и сильнее снижалась, в связи с чем к маю 1993 года составляла около 3-4 тысяч рублей.

Так как впоследствии бумаги сделали обезличенными, купить такой документ можно было в любом количестве.

Нюансы использования приватизационных чеков

В соответствии со статистическими данными приблизительно 60 миллионов граждан продали свои ваучеры обыкновенным спекулянтам, а это, ни много ни мало, 40% от общего количества выпущенных документов, и как в конечном итоге оказалось, этим людям удалось получить хоть что-то, так как на полученные деньги они могли приобрести какую-то одежду или бытовую технику

Аукционы

С технической точки зрения эти мероприятия должны были служить в качестве максимально простого и доступного инструмента, через который можно было бы реализовать приватизационные чеки населения. Принять участие в таком аукционе мог любой желающий, начиная от работников приватизируемой компании и заканчивая иностранными гражданами. Единственным условием было оплачивать покупаемые акции только ваучерами.

Вполне естественно, что представители местной элиты были максимально заинтересованы в том, чтобы изначально знать результаты проводимых торгов. Ответственными лицами, которые занимались организацией и рекламой подобных торгов, были назначены территориальные комитеты имущества, то есть в их виде выступали обыкновенные чиновники городского и областного уровня, которые старались обеспечить себе максимальную выгоду путем удовлетворения интересов финансовых и криминальных лидеров, а также своих собственников.

В связи с этим в преимущественном большинстве случаев информация о проведении приватизационного мероприятия просто утаивалась от большинства людей, причем, по сути, это даже не противоречило действующему законодательству, в связи с чем впоследствии практически никто так и не понес реального наказания.

Первоначально государственные предприятия могли передавать акции только путем приобретения их за ваучеры, но потом было принято просто «невероятное решение» — чиновникам дали возможность по своему усмотрению продавать определенную часть акций предприятий за деньги, вследствие чего крупные бизнесмены перестали заниматься скупкой ваучеров, а прост отдавали полную сумму нужным лицам и получали контрольный пакет акций какого-нибудь универмага или завода.

В связи с этим с течением времени от «ваучерных аукционов» не осталось ничего, кроме самого названия, потому что преимущественное большинство активов продавалось за реальные деньги. Даже принятый со временем указ президента, ограничивающий возможность приобретения акций за реальные деньги, не принес уже практически никакого результата, так как за счет связей в руководящем составе бизнесменам удавалось обходить любые запреты, и стремительный рост регулярных нарушений остановить было практически невозможно.

Последствия

В конечном итоге такой формат проведения приватизации привел к вполне ожидаемым для экспертов результатам, а именно:

  • Россия полностью перешла от социализма к капитализму;
  • в России появилось огромное количество «олигархов», которые получили в свою собственность крупные предприятия практически за копейки, а в некоторых случаях и вовсе за счет государства, то есть без какого-либо вложения собственных средств;
  • органы власти, крупный капитал и организованная преступность максимально сблизились между собой, сформировав своеобразный «синдикат»;
  • в глазах преимущественного большинства обычных граждан процедура приватизации была максимально скомпрометирована, и по сегодняшний день практически все граждане считают, что приватизация является нечестной, а ее итоги стоит «пересмотреть»;
  • приватизация привела к деиндустриализации страны, в связи с чем существенно сократился объем производства в обрабатывающей и легкой промышленностях.

Таким образом, проведение приватизации было осуществлено в предельно короткие сроки, и в итоге были удовлетворены интересы лишь определенных лиц, в то время как подавляющая часть населения осталась ни с чем. При этом в государственный бюджет поступила сумма, которая равнялась 0.5-1% годового бюджета всей страны.

Недостатки

С самого начала приватизация на территории России была достаточно противоречивой, так как ее формат включал в себя огромнейшее количество юридических пробелов. На тот момент уже было огромное количество стран, имеющих реальный опыт проведения приватизации, но таких масштабов, как в России, еще не было нигде.

В первую очередь, между Верховным Советом и Правительством никак не достигалось взаимопонимания о том, как именно будет осуществляться передача государственных предприятий частных лиц, а помимо этого активное влияние оказывали и различные лоббистские группы, главной целью которых было отстаивание интересов конкретных бизнесменов.

Отдельного внимания заслуживает и то, что сама суть приватизации не нравилась тем, кто был главными идеологами формирования рыночной экономики – Анатолию Чубайсу и Егору Гайдару, но при этом в 1991 году все равно приняли закон об использовании именных счетов.

В конечном итоге главным недостатком приватизации в России стала повальная коррупция, так как сотрудники предприятий имели преимущественное право на приобретение акций, но их руководство активно давило на работников, заставляя продавать чеки и обеспечивая тем самым себе контроль над крупными активами.

Документы для приватизации гаража

Документы для приватизации гаража должны включать справку, выданную председателем кооператива, о том, что заявитель является его членом и не имеет долгов.

Какие документы для приватизации жилья следует подготовить перед подачей заявления, читайте тут.

Как происходит приватизация квартиры через МФЦ, можно узнать отсюда.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Выскажите свое мнение

Имя
E-mail