помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Правила регистрации наследства

Наследством называется собственность, право обладания которой обретает преемник после того, как предыдущий собственник умер.

Законодательством предусмотрено два вида наследования: по предварительно написанному завещанию либо в соответствии с нормами закона. В первом случае оформление наследуемого имущества происходит на основании специального нотариального акта, который был составлен наследодателем и который содержит прямое указание того, кто является получателем наследства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Второй вариант получения наследуемого имущества предусматривает распределение прав на него между ближайшими родственниками умершего в равных долях. Законодательными нормами определено восемь различных категорий граждан, имеющих право претендовать на наследуемое имущество в соответствии с порядком очередности.

В число основных претендентов входят супруги с детьми, а также родители наследодателей. Дальнейшая очередь формируется исходя из степени родства либо официально оформленных отношений с умершим.

Также право на получение доли наследства имеют нетрудоспособные иждивенцы, если они находись на содержании покойного по крайней мере в течение года, и при этом преемники, находящиеся выше в очереди, отсутствуют.

Порядок вступления

Для того, чтобы имущество, положенное по наследству или закону, перешло в собственность преемника, требуется выполнить ряд действий. В первую очередь следует обратиться к нотариусу с заявлением, в котором изъявляется желание принять наследство. Оно пишется по установленному образцу и должно быть непременно подано на протяжении шестимесячного срока с момента открытия имущества.

Для получения свидетельства, дающего право на получение наследства, требуется иметь в наличии следующий набор документов:

  • акт о смерти владельца имущества;
  • паспорт лица, претендующего на наследство;
  • подтверждение наличия между наследодателем и наследополучателем родственных связей;
  • справку из паспортного стола, в которой указывается последнее место жительства претендента на наследство;
  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.

При наследовании квартиры или другой недвижимости требуется также предоставление бумаг, свидетельствующих о том, что умерший был ее собственником. Это может быть справка из БТИ либо выписка из ИФНС.

Законодательство допускает частичное принятие наследства, если доли каждого из наследников строго определены. Если наследуется имущество общего характера, то факт принятия даже обязательной доли будет свидетельствовать о согласии на принятие наследства в полном объеме.

Особенности отказа от наследства

В добровольном порядке преемник имеет право отказаться от получаемой в наследство собственности, но отказ должен быть оформлен в письменном виде и заверен нотариально

Регистрация наследства

При наследовании имущества недвижимого характера оформления права на владения им недостаточно. Должна обязательно быть выполнена регистрация права на наследство данной жилплощади в ответственной за это организации. Лишь после выполнения данного условия наследник может полноценно использовать полученное имущество по своему усмотрению.

В первую очередь для регистрации следует получить у нотариуса свидетельство, дающее право на наследование.

После этого должны быть собраны следующие бумаги:

  • выписка из ИФНС о принадлежности собственности умершему;
  • выписка из паспортного стола, показывающая количество прописанных на данной жилплощади человек;
  • выписка из Росреестра;
  • справка БТИ.

После сбора документов выполняется оценка квартиры, результат которой фиксируется в соответствующем акте, прилагаемом к прочим документам.

Собственно регистрация наследуемой недвижимости на нового собственника производится в Федеральной регистрационной службе, куда и следует обратиться с пакетом собранных документов. Процедура занимает около месяца.

Выморочным наследством называют имущество, которое переходит государству.

Образец свидетельства о праве наследства по закону вы можете найти вот здесь.

В МФЦ Регистрация квартиры по наследству может быть произведена также в специальном многофункциональном центре муниципальных и госуслуг — МФЦ. Подобные центры работают в каждом городе, и в некоторых случаях целесообразней обратиться именно в один из них, чтобы сэкономить время и получить помощь в оформлении документов. Прием в МФЦ осуществляется согласно электронной очереди, однако есть также возможность заблаговременно записаться на нужный день и желаемое время.

Регистрация права собственности на жилье в МФЦ происходит в следующем порядке:

  1. Сбор документов.
  2. Оплата госпошлины, причем это, как правило, можно сделать непосредственно в центре через специальный терминал.
  3. Заполнение заявления о госрегистрации, для чего необходимо располагать паспортом и документами на недвижимый объект, регистрация которого будет производиться.
  4. Получение расписки с указанием срока, в который регистрация будет завершена.

Допускается подача документов как личная, так и через представителя, у которого должна быть соответствующая нотариально заверенная доверенность..

Собственно процедура регистрации включает в себя несколько этапов:

  1. Прием документов сотрудниками МФЦ и их первоначальная проверка на соответствие законодательным требованиям.
  2. Отправка документов в орган, осуществляющий регистрацию, где они подвергаются правовой экспертизе, цель которой установить отсутствие оснований для отказа в регистрации.
  3. Внесение регистратором записи в ЕГРП.
  4. Окончательное оформление свидетельства о госрегистрации и его выдача заявителю.
В Росреестре Обратиться для регистрации полученного в наследство имущество недвижимого типа можно также непосредственно в Росреестр, предъявив следующие документы:

  • удостоверение личности;
  • свидетельство, позволяющее судить о наличии права на наследство;
  • в случае наличия — соглашение об осуществлении раздела имущества;
  • при осуществлении регистрации через представителя — подтверждение его полномочий;
  • квитанция об уплате госпошлины.
В ГИБДД Если наследуется транспортные средства, то для их регистрации необходимо обратиться в местный департамент ГИБДД со пакетом документов, включающим:

  • документ, подтверждающий личность заявителя;
  • свидетельство, позволяющее судить о наличии права на наследство;
  • свидетельство о том, что транспортное средство было зарегистрировано;
  • паспорт наследуемого транспортного средства;
  • действительный полис ОСАГО;
  • квитанция о перечисление средств за госпошлину.

Необходимые документы

На регистрацию имущества, полученного в наследство, нередко требуется значительное количество времени, так как наследополучателю приходится заботиться не только о получении свидетельства о наличии права на наследство, но и собирать ряд дополнительных документов, требуемых для последующей регистрации права собственности на имущество.

Скачать образец искового заявления о принятии наследства

Для обращения в ФРС необходимо подготовить такие документы:

  • свидетельство, подтверждающее наличие права на наследство;
  • выписка из БТИ, в которой отражена планировка жилья;
  • выписка ЕГРП, подтверждающая, что на жилплощади отсутствуют какие-либо обременения;
  • документ от паспортного стола, в котором значится число прописанных на данной жилплощади человек;
  • выписка, предоставленная Росреестром;
  • акт оценки стоимости недвижимого имущества.

Образец искового заявления о восстановлении срока вступления в наследство

Для ускорения регистрационного процесса целесообразно заблаговременно собрать весь пакет необходимых документов перед сдачей их на регистрацию, а законодательство запрещает продавать или обменивать жилплощадь до окончательного завершения регистрационных процедур

Налоги

В соответствии с отечественным законодательством, получаемая в наследство недвижимость не подлежит обложению налогами при условии, что умерший владел ей на протяжении минимум трехлетнего периода.

В случае, если срок менее продолжительный, то налог должен быть уплачен. Вычисляется он исходя из стоимости, определенной в ходе оценки. Подоходный налог уплачивается только с той части оценочной суммы за жилье, которая превышает миллионный порог.

В остальных же случаях наследополучатель должен оплатить в госказну исключительно госпошлину, размер которой также зависит от цены жилья, прописанной в оценочном акте.

Раздел дома

Недвижимое имущество, относящееся согласно жилищному законодательству к категории жилых помещений, наследуется в соответствии с общим порядком. Однако существует также такое жилье, которое наследуется согласно праву общей собственности. При этом имущество либо переходит в общее управление наследников, либо каждый из них получает свидетельство, согласно которому получает в наследство некую часть жилья.

Вступление в общее владение долевой собственности допускается только при условии, что все наследополучатели в письменном виде дали на это свое согласие.

Сложности могут возникнуть в процессе раздела имущества, которое было приватизировано. В подобных ситуациях часть имущества, принадлежащая покойному, наследуется в соответствии с общими основаниями. Допускается выделение участниками общей собственности своих частей в натуральном виде либо в денежном эквиваленте.

Сроки

Законодательство предусматривает определенный срок, в течение которого выданное нотариусом свидетельство о наследовании сохраняет свою силу. Нотариусом выдается свидетельство непосредственно для наследополучателя, а также для подачи в ФСС с целью регистрации. В свою очередь ФСС выдает свидетельство о том, что право собственности было зарегистрировано. Данному свидетельству присущ заявительный характер.

Наследник имеет право получить свидетельство о наличии права на наследство а также свидетельство о прохождении через процедуру госрегистрации права собственности, но он не обязан этого делать. Независимо от того, были дооформлены наследственные права либо нет, наследник становится собственником оставленного умершим имущества.

При наличии свидетельства о праве на наследство согласно оставленному завещанию данный документ выступает в качестве подтверждения появления права собственности на полученную в наследство часть в праве на имущество недвижимого характера. Свидетельство о праве на наследство сохраняется в течение 75-летнего сока.

Несмотря на то, что в законодательном порядке сроки регистрации не регламентируются, делать это целесообразно как можно быстрее, поскольку впоследствии могут быть выявлены различные дополнительные обстоятельства, которые усложнят процесс.

Осуществление регистрации унаследованного имущества в Росреестре является частью заключительного этапа регистрационного процесса, связанного с правом наследства. Он требует наличия полного комплекта документов, а в некоторых случаях — и помощи специалистов, которые помогут решить наиболее сложные ситуации.

Факт принятия наследства устанавливается даже тогда, когда человек начал пользоваться только частью имущества.

Какие необходимы документы для вступления в наследство на квартиру — юристы расскажут этой ссылке.

Что делать, если наследник не вступил в наследство в течение 6 месяцев, вы можете найти вот здесь.