помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Какие существуют этапы ликвидации предприятия

Существует два основных способа ликвидации – полное прекращение деятельности и ликвидация путем перерегистрации. Сутью данной процедуры является вывод организации из государственного реестра.

В процессе ликвидации осуществляется полная проверка территориальной налоговой инспекцией и государственными учреждениями, аннулирование уставных документов и уничтожение печати.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Какие еще этапы ликвидации предприятия должны быть выполнены в соответствии с законодательством?

Принятие решения

Ликвидация компании осуществляется на основе соответствующего решения. Если она осуществляется в добровольном порядке, учредители выносят решение на общем собрании. Результаты отражаются в протоколе.

Решение должно приниматься на основе соответствующих пунктов, которые обязательно прописываются в учредительной документации.

Согласно установленному законодательству, процесс ликвидации производится на общих основаниях. Под данный процесс попадает закрытие организации, если завершается срок ее действия или достигнуты цели, ради которых ее создавали. Важно, чтобы данная процедура четко и последовательно прописывалась в учредительной документации.

Образец решения о ликвидации при одном участнике фирмы

Решение о ликвидации собрания акционеров

Если речь идет о принудительной ликвидации компании, решение выносится в судебном порядке. Обычно это становится возможным при существенных нарушениях, которые не представляется возможным исправить. Это может быть и несоответствие деятельности уставным документам организации.

Устанавливаются следующие основания для запуска принудительной процедуры ликвидации:

  • выполнена запись в ЕГР об отсутствии организации по месту расположения в соответствии с регистрационными данными;
  • не была предоставлена отчетность в налоговую инспекцию;
  • деятельность организации не соответствует учредительной документации;
  • минимальный учредительный фонд не соответствует сумме, которая устанавливается законодательством.

При банкротстве решение о ликвидации компании может приниматься учредителями или на основе судебного решения. В последнем случае обычно речь идет об иске от кредиторов. Данная процедура может осуществляться с любым размером долга.

Основные этапы ликвидации предприятия

Добровольная процедура

В территориальную налоговую инспекцию подают предварительный баланс, который включает не только дебиторскую, но и кредиторскую задолженности. Также в него входят данные о финансах, а также материальных и нематериальных активах.

Но для этого произвести полную инвентаризацию имеющегося имущества. В точности определяется список компаний, перед которыми у организации долги.

Промежуточный баланс заверяется нотариально. Он подается вместе с утвержденным протоколом заседания. Это необходимо сделать не позднее 10 дней с момента принятия решения о ликвидации.

Прежде чем подготовить окончательный баланс важно выполнить определенные условия:

  • в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд подаются заявления на снятие с учета;
  • осуществляется взыскание дебиторских задолженностей;
  • погашаются все долги предприятия, начиная от возмещения вреда здоровью и выплаты сотрудникам заработной платы.

Уведомление ФНС о ликвидации

Налоговая служба на основе полученного промежуточного баланса проводит проверку предприятия. Она должна быть проведена до составления окончательного баланса. А это часто вызывает беспокойство у руководителей.

В этот момент могут выявить какие-либо нарушения в деятельности компании или недоплаты денежных средств в бюджет. Практически никогда не осуществляется проверка ликвидируемой компании, если она имеет нулевой баланс.

После выполнения всех пунктов готовится окончательный ликвидационный баланс, а если останутся активы и прибыль, они будут распределяться между участниками или учредителями компании (это происходит в обязательном порядке)

Принудительно

Выделяют следующие этапы ликвидации предприятия, если она осуществляется принудительно:

  1. Принимается и утверждается решение о ликвидации компании. Если ликвидация принудительная, решение принимается только в судебном порядке.
  2. Направляется письменное уведомление в налоговую инспекцию. Важно его направить в течение 3-х рабочих дней с того момента, как соответствующее решение было принято. Инспектор делает отметку в реестре юридических лиц о возбуждении процедуры принудительной ликвидации.
  3. Назначается единственный ликвидатор или ликвидационная комиссия. Все определяется объемом предстоящих работ. Необходимо определить порядок осуществления ликвидации. С данного момента комиссия будет в полной мере управлять организацией. При принудительной ликвидации ликвидатор назначается в судебном порядке.
  4. Размещается информация о запуске ликвидации в СМИ. Для этого можно воспользоваться только Вестником государственной регистрации. В извещении необходимо указать порядок проведения ликвидации, контактные данные и другую информацию, по которой кредиторы могут заявить свои требования. С момента публикации у них есть 2 месяца на предъявление своих претензий.
  5. Выявляются кредиторы и принимаются меры по получению задолженности. Каждому кредитору компании направляют заявлении о начале ликвидации.
  6. Формируется промежуточный ликвидационный баланс. Его важно составлять только по истечении срока, когда у кредиторов есть возможность предъявить свои права.
  7. В налоговом органе проводится процедура ликвидации. Для этого сотрудники инспекции проверяют поступление всех необходимых налоговых платежей.
  8. Реализуется имеющееся имущество с публичных торгов. Продажа необходима, если нет достаточного количества средств для погашения долговых обязательств.
  9. Производятся выплаты кредиторам. Они осуществляются в порядке очередности.
  10. Формируют окончательный ликвидационный баланс, который может отличаться от промежуточного баланса на сумму выплаченных долгов.
  11. Оставшееся имущество и денежные средства должны распределяться между акционерами или участниками организации.
  12. Закрываются имеющиеся банковские счета.
  13. В государственный архив передается вся документация.
  14. Организацию снимают с учета не только в налоговой, но и во внебюджетных фондах.

Обратите внимание! Многие этапы можно провести одновременно. В результате не только снижаются затраты, но и повышается скорость прохождения процедуры. Для этого необходимо знать все процедуры проведения ликвидации.

Ликвидационная комиссия

Она назначается на общем собрании учредителей. Это может быть не только ликвидационная комиссия, но и отдельный ликвидатор.

В комиссию может войти директор предприятия и учредители. Она может включать другие сотрудники, такие как бухгалтер или юрист. Но в нее могут входить и сторонние специалисты.

Учредитель может определить одного ликвидатора. В его полномочия будут входить все меры по управлению делами предприятия по его ликвидации. Ликвидатор может привлекать к работе любых сотрудников, которые обязаны выполнять его поручения.

Когда будет получено свидетельство о регистрации ликвидации, организация считается ликвидированной. В результате ликвидационная комиссия прекращает свою деятельность.

Ликвидация ООО в принудительном порядке может занимать от 6 месяцев до 1 года.

Подробно о сроках ликвидации потребительского кооператива читайте тут.

Извещения

Срок ликвидации предприятия может быть довольно длительным. Он может доходить до 4-8 месяцев. Для закрытия компании необходимо направить соответствующие извещения.

Сообщение о ликвидации направляется в налоговый орган по месту учета. Оно готовится в официальном виде. Это извещение нужно направить в период 3-х дней с того момента, как принято решение о проведении ликвидации.

Также важно разместить сообщение в СМИ о том, что компания ликвидируется. Публикация нужна, чтобы у кредиторов появилась возможность потребовать удовлетворения своих требований.

Чтобы разместить соответствующее извещение, важно предоставить следующий пакет документов:

  • бланк-заявление в 2-х экземплярах, заверенный печатью компании и подписью председателя ликвидационной комиссии;
  • копию решения о назначении ликвидационной комиссии или отдельного ликвидатора, заверенную подписью председателя ликвидационной комиссии и печатью организации;
  • сопроводительное письмо в 2-х экземплярах, которое также заверяется подписью руководителя ликвидационной комиссии и печатью компании;
  • доверенность, если документы подаются доверенным лицом.

Сообщение в печати о ликвидации общества с ограниченной ответственностью

Осуществляется уведомление о запуске ликвидации кредитных организаций, персонал компании и службу занятости. Работников необходимо предупредить за 2 месяца до предстоящего увольнения. Кредиторов извещают о процедуре ликвидации через прессу и напрямую. Уведомления направляются на официальном бланке компании в письменной форме.

Публикации

В законодательстве установлена обязанность публиковать сведения о том, что на предприятии запускается процедура ликвидации. Это одна из первых обязанностей ликвидатора или ликвидационной комиссии. У кредиторов появляется возможность предъявлять свои права на получение средств по долгам только на протяжении отведенных 2-х месяцев.

Сообщение о ликвидации может публиковаться только в Вестнике государственной регистрации. На официальном сайте издания можно найти данные о стоимости данной услуги. Публикация возможна после того, как из налоговой инспекции будет получен лист со сведениями из ЕГРЮЛ.

Помимо необходимости проведения публикации, важно отдельно уведомить тех кредиторов, которые являются контрагентами организации. Важно направлять уведомления в письменном виде.

Законодательство не устанавливает точной формы и специальных требований к его составлению. Но необходимо сделать официальную рассылку.

Завершение

По завершении процедуры вся документация сдается в архив. При этом особое внимание уделяют информации о персонале и выплатах, которые производятся в его пользу.

Передача документации должна в обязательном порядке сопровождаться соответствующим актом компании. Печати и штампы передаются в местный орган МВД. Там их обязаны уничтожить.

В ФНС необходимо подать заявление в форме Р16001 для государственной регистрации, связанной с ликвидацией компании. Дополнительно прилагается квитанция об оплате государственной пошлины и полный ликвидационный баланс. Завершающим шагом становится исключение организации из ЕГРПОУ.

Для этого регистратору необходим следующий пакет документов:

  • учредительные документы;
  • регистрационная карточка;
  • свидетельство о регистрации, которое было получено при открытии организации;
  • ликвидационный баланс и акт, которые должны утверждаться на собрании учредителей;
  • справки об отсутствии задолженностей в Пенсионном фонде, Налоговой службе и Фонде социального страхования;
  • справка из архива при принятии документов.

Обратите внимание! В завершении всех процедур в орган статистики подается финансовая отчетность.

Нюансы и изменения в 2023

Согласно действующему законодательству, в процессе ликвидации нужно оплатить государственную пошлину. Оплата выполняется лицом, которое регистрировало фирму и оплачивало пошлину за регистрацию.

В налоговую инспекцию необходимо предоставить подтверждение публикации объявления в Вестнике. Подписи заверяются нотариальным образом. Завершается ликвидация внесением сведений в ЕГРЮЛ.

В 2023 году были внесены изменения в законодательство по процедуре ликвидации юридических лиц:

  • у руководителя появляется право назначить ликвидатора или ликвидационную комиссию;
  • на первоначальном этапе в качестве заявителя может выступать руководитель организации;
  • уведомление о подготовке промежуточного баланса возможно только по истечение 2-х месяцев после предъявления требований кредиторами.

Если речь идет о принудительной ликвидации организации, промежуточный баланс готовят только после того, как вступит в силу законное решение суда. Это нововведение делает необходимым предоставление баланса только по факту запуска процедуры ликвидации.

Таким образом, для осуществления ликвидации по правилам необходимо последовательно пройти все необходимые этапы этого процесса. В этом случае процедура пройдет правильно, а у компании и учредителей не будет проблем с закрытием компании.

Ликвидация фонда возможна исключительно в судебном порядке по заявлению от участников фонда или третьих лиц.

Правовые аспекты увольнения при ликвидации предприятия рассмотрены в статье.

Образец заявления требования кредитора при ликвидации должника приведен тут.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область -
    • Санкт-Петербург и область -
    • Регионы -

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.