Звонок бесплатный

помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Как происходит расчет износа по ОСАГО?

После недавних правок в законодательство при расчете ОСАГО также было введено правило, которое предусматривает расчет износа комплектующих в процессе оценки ущерба транспортного средства. При этом далеко не все знают о том, как производится расчет износа по ОСАГО, чем пользуются страховщики, намеренно занижая общую стоимость компенсации.

На данный момент Федеральный закон №40, изданный 25 апреля 2002 года, является основным документом, в соответствии с которым регулируются выплаты компенсаций, а также порядок вычисления суммы возмещения.

ФЗ №40

Среди самых важных и необходимых разделов этого документа, которые должны обязательно учитываться в процессе расчетов, стоит выделить следующие:

№12 Порядок определения суммы страховой выплаты, а также порядок ее предоставления потерпевшему.
№12.1 Порядок проведения независимой экспертизы при организации ее потерпевшим.
№16 Нормы, объясняющие обязательность страхования при ограниченной эксплуатации транспортного средства.
№18 Перечень лиц, имеющих право на требование того или иного типа компенсационных выплат.
№19 Нормы регулирования возмещения различных типов повреждений.
№20 Описание характера взыскания выплат компенсационного характера при необходимости.

Помимо этого, определение степени износа различных комплектующих в машине рассчитывается в соответствии с пунктом №63 действующих правил ОСАГО и Постановлением Правительства №263, изданным 7 мая 2003 года.

Не стоит забывать о том, что страховые компании также должны использовать эти нормативные документы как основополагающие элементы своей работы, а в противном случае они подвергаются серьезной административной ответственности. Если будет зарегистрировано массовое нарушение действующего законодательства, в конечном итоге страховщика полностью лишают лицензии на ведение этой деятельности.

Расчетом величины износа должна заниматься профессиональная независимая экспертиза, и в преимущественном большинстве случаев речь идет об определенной организации, заключившей договор со страховщиком. Вполне естественно, что при таком соглашении оценка производится не объективно, и величина износа чаще всего завышается. Именно поэтому специалисты рекомендуют самостоятельно разобраться в тонкостях расчета износа по ОСАГО.

Относительно недавно появился специализированный сборник, включающий в себя различные детали и запчасти, на основе которого рассчитывается их степень износа. Если партнер страховой компании вынес неудовлетворительный результат, потерпевший может обратиться к какой-нибудь другой компании для проведения аналогичной процедуры и сравнить результат.

В некоторых ситуациях проведение такой проверки способствует положительному решению вопроса в судебном порядке, потому что страховым компаниям достаточно часто просто невыгодно выплачивать полную стоимость ущерба, нанесенного потерпевшему. При этом не стоит забывать о целом ряде нюансов, которые относятся к процедуре оценки износа авто и отдельных его комплектующих.

Состав расходов

Составление сметы восстановительных мероприятий позволяет определиться с наиболее вероятной суммой затрат, необходимых для полного восстановления транспортного средства в прежнее состояние.

Проведение расчета осуществляется в соответствии со следующими правилами:

  • при оценке ущерба не учитываются средства, которые требуются для ремонта сломанных узлов;
  • общий список повреждений, принесенных дорожным происшествием, составляется в процессе проведения первичного осмотра, и в дальнейшем уже уточняется после того, как будут проведены дополнительные исследования;
  • для того чтобы определить точную сумму, в качестве основы используются ценовые показатели, актуальные для даты аварии, и при этом принимаются во внимание границы и условия различных экономических регионов;
  • общая стоимость комплектующих устанавливается в соответствии с относительными потерями в цене различных запчастей транспортного средства, а также их функциональных параметров и ресурса в процессе эксплуатации транспортного средства;
  • в список затрат входят издержки, необходимые для выполнения восстановительных работ, а также сменные детали конструкции, необходимые для ремонта автомобиля, но при этом сюда не включаются расходы для модернизации, улучшения или обеспечения действий вспомогательного и временного характера.

Таким образом, общая сумма средств, необходимых для проведения полноценного ремонта транспорта, рассчитывается путем сложения общей стоимости ремонта, издержек для оплаты услуг специалистов и общей стоимости деталей, которые придется ставить вместо поврежденных.

При составлении выводов полученный результат обязательно округляется до сотен рублей, а погрешность экспертных расчетов не должна составлять более 10% за исключением тех случаев, когда проводится смена комплектующих на б/у

Конфликт интересов

Конфликт интересов страховщика и пострадавшего возникает по той причине, что достаточно часто средств, которые рассчитали эксперты страховой компании в соответствии с износом, сильно не хватает для проведения полноценного ремонта транспортного средства, что вызывает вполне справедливое недовольство у его владельца. Многие просто не понимают, почему приходится выплачивать деньги из своего кармана для проведения ремонта.

Страховщику же выгодно учитывать степень износа, потому что за счет этого можно существенно снизить общую сумму выплаты. С их точки зрения, страховщик обязан обеспечить полноценное возмещение полученного ущерба, а не заниматься приобретением новых комплектующих вместо отживших свое. Помимо этого, разногласия возникают еще и на почве неоднозначности различных законодательных актов, в соответствии с которыми регламентируется эта проблема.

В Законе об ОСАГО нет ничего по поводу того, что при возмещении суммы ущерба устанавливаются какие-либо ограничения, то есть страховая компания обязана полностью компенсировать владельцу машины сумму, необходимую для ее ремонта. В Правилах, которые приняли после определенного времени, уже присутствует пункт об износе, но в данном случае именно закону предоставляется первостепенная значимость, поэтому трактуют законодательство все по-своему.

Правила ОСАГО

В связи с этим многие задаются вопросом о том, получится ли взыскать сумму износа с виновника ДТП. Судебная практика же показывает, что если виновник происшествия оформил страховой полис, то значит он не должен возмещать потерпевшему никаких убытков, так как это уже входит в компетенцию его страховой компании. Помимо этого, если страхователи подают в суд на своего страховщика, в таких ситуациях решение выносится в пользу компании.

Размер штрафа без ОСАГО в 2023 году зависит от того, существует ли полис (если нет, сумма штрафа будет больше), или водитель не взял его с собой (размер штрафа будет меньше).

Зная рейтинг страховых компаний по ОСАГО из статьи по этой ссылке, проще сделать выбор в пользу надежного страховщика.

Также не берется во внимание такой факт, что сломанные детали или узлы могут заменяться не новыми комплектующими, а уже бывшими в употреблении, и никак не предусмотрено, как в такой ситуации должны проводиться начисления износа. Стоит отметить, что в некоторых ситуациях пострадавшим владельцам удавалось компенсировать полную сумму ущерба без какого-либо учета износа, но сделать это достаточно сложно.

Ключевые моменты расчета износа по ОСАГО

Если в результате дорожного происшествия были нанесены повреждения имуществу пострадавшего, то в таком случае вычисление убытков, которые будут возмещаться по страховому полису ОСАГО, осуществляется следующим образом:

  • определяется разность между реальной стоимостью объекта на момент произошедшего инцидента и остатков, которые еще пригодны для продажи, если проведение ремонта является невозможным или его стоимость будет достигать цены ремонтируемого транспортного средства;
  • вычисляется сумма, необходимая для проведения полного спектра мероприятий, обеспечивающих восстановление того состояния транспортного средства, в котором оно было на момент ДТП.

Порядок расчетов никоим образом не зависит от выбранной формы покрытия, то есть потерпевший может выбирать ремонт или получение соответствующей денежной компенсации, но в любом случае вычисление нужного объема средств будет проводиться одинаково. Затраты, необходимые для покупки всех комплектующих, определяются с поправкой на износ отдельных запчастей, которым требуется замена, но начисляемая амортизация не должна быть больше половины от общей стоимости сломанных деталей.

Сменные комплектующие

Общее количество и перечень деталей, которые требуются для проведения ремонтных работ, определяется составленным регламентом, который разрабатывался производителями конкретных моделей авто. Если такие рекомендации не предусмотрены, то в таком случае используется информация, которая относится к аналогичным транспортным средствам, а помимо этого берутся в учет также ограничения и характеристики товарных рынков. К примеру, некоторые комплектующие можно приобрести исключительно в комплекте.

Расчет суммы, необходимой для покупки запчастей, осуществляется с учетом таких условий:

  • наименования узлов должны записываться полностью, причем их указывают на русском языке и в полном соответствии с тем, как их записывает каталог производителя для конкретной модификации авто;
  • смена детали должна осуществляться с обеспечением полной безопасности транспортного средства, а сами работы должны проводиться в полном соответствии с руководством производителя, а также действующим законодательством России о безопасности транспортного движения;
  • должны учитываться ситуации, при которых техническая документация для полноценного восстановления повреждений предусматривает необходимость в применении специальных ремонтных комплектов;
  • если на рынке есть возможность приобрести восстановительные комплектующие, которые допускаются к использованию производителем транспортного средства, их можно использовать с тем условием, что из-за этой замены не пострадает степень надежности автомобиля;
  • стоимость запчастей берется из специальных электронных баз или различных справочников, а если сделать этого нельзя, их цена определяется в соответствии с информацией, полученной из статистического наблюдения продавцов, ведущих свою деятельность на территории, где произошло ДТП.

Замена деталей

В соответствии с нормами действующего законодательства сумма, необходимая для проведения ремонта и возмещаемая пострадавшему в аварии, снижается на общую степень амортизации деталей, которые нельзя восстановить в прежний вид. На те детали, состояние которых оценивается на порядок хуже по сравнению со всей машиной, может осуществляться начисление дополнительного индивидуального износа.

Чаще всего потеря потребительских качеств комплектующих является следствием всевозможных нарушений в технологии проведения восстановительных работ или повреждений лакокрасочного кузовного слоя. К примеру, если появляются следы сильной коррозии, то в таком случае используется 25%-ый множитель.

Износ равен нулю для тех комплектующих, поломка которых в соответствии с ПДД полностью запрещает эксплуатацию транспортного средства.

К таким комплектующим относятся:

  • ремни и подушки безопасности;
  • элементы тормозной системы;
  • сцепление;
  • рулевой механизм.

Если замена детали не проводилась на протяжении всего срока использования автомобиля, то в таком случае его пробег и возраст указываются как равные соответствующим показателям автомобиля. В тех случаях, когда замена комплектующих до возникновения аварийной ситуации может быть доказана документально, данные показатели вычисляются как разность между датой установки новой детали и параметрами авто.

Интервал использования деталей определяется в годах с даты начала использования автомобиля или же его установки при проведении ремонта. Если нет возможности определить конкретную дату начала использования, то в таком случае данная дата указывается как 1 января того года, в который была выпущена эта запчасть.

Пробег транспортного средства зачастую указывается на одометре, но если он сломался или машина явно не соответствует приведенному там значению, в качестве основы берется усредненная справочная информация, которая указывается в соответствующей Методике. К примеру, легковые автомобили, находящиеся во владении физического лица и использующиеся в основном только в Московской области, в среднем проезжают за год 18 000 км, что указано в том документе.

Если на детали была обнаружена сквозная коррозия, то независимо от всех остальных параметров ей устанавливается максимальная степень износа.

Шины

Для вычисления износа шины используется:

НДОП Допустимый максимум изношенности покрышки, который определяется действующим законодательством РФ.
НФ Высота рисунка протектора шины, неиспользованная на данный момент.
НН Фактический уровень рисунка.

Процентный показатель износа покрышек вычисляется по следующей формуле: 100%*(НН-НФ)/(НН-НДОП). При этом стоит отметить, что после определения возраста шины может добавляться еще один множитель, который достигает 15% при эксплуатации покрышки в течении 3-5 лет или 25% при более длительном использовании.

Исключения в схеме

В процессе создания действующего законодательства был также указан перечень деталей, для которых страховщиком не должен учитываться износ, и касается это следующих запчастей:

  • подушки и ремни безопасности;
  • баллоны, установленные в пневматической системе тормозов, и остальные ее комплектующие;
  • гидравлические усилители тормозов;
  • реле магнитного клапана и гидронасоса АБС;
  • барабаны и тормозные колодки;
  • всевозможные датчики;
  • тормозные диски любых колес;
  • тяга и суппорты тормозной педали;
  • основные комплектующие рулевого механизма;
  • шаровые наконечники.

При этом стоит отметить, что в данном случае процесс вычисления может несколько отличаться от того, как ведется расчет аналогичных параметров при компенсации по КАСКО, и для проведения такой процедуры уже потребуется использование специальных постановлений Минюста.

К механизмам, деталям и узлам, не указанным в данном перечне, должны использоваться стандартные формулы, которые были разработаны РСА и Государственной Думой.

Стоит отметить, что по отношению к некоторым комплектующим используются особые коэффициенты, что нужно учитывать при проведении самостоятельных вычислений

Значение коэффициентов

Транспортное средство Производитель Степень влияния возраста на износ Степень влияния пробега на износ
Легковые авто ВАЗ (Lada), ГАЗ, ЗАЗ, ТагАЗ, УАЗ 0.057 0.0030
Brilliance, BYD, Chery, Derways, FAW, Geely, Great Wall, Hafei, Haima, Lifan, Luxgen, Xin Kai 0.057 0.0029
Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Jaguar, Maserati, Porsche Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mini, Rover Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Ford, Opel, Peugeot, Renault, Saab, SEAT, Skoda, Volkswagen, Volvo 0.042 0.0023
Acura, Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Dodge, Hummer, Infiniti, Jeep, Lexus, Lincoln, Mercury, Pontiac 0.034 0.0024
Hyundai, Kia, Ssang Yong, Daewoo 0.052 0.0026
Daihatsu, Honda, Isuzu, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Suzuki, Toyota 0.049 0.0025
Грузовые авто любые 0.077 0.0023
Автобусы 0.113 0.0008
Трамваи и троллейбусы 0.098 0.0008
Грузовые прицепы и полуприцепы 0.09 0
Легковые прицепы и полуприцепы 0.06 0
Сельскохозяйственная техника 0.15 0
Скутеры любые 0.09 0
Мотоциклы 0.07 0
Велосипеды 0.04 0

Часто задаваемые вопросы

Как проводится расчет износа? Износ рассчитывается в соответствии с «Положениями о единой методика определения объема расходов для ремонта повреждений транспортных средств». При этом все расчеты проводятся в соответствии с датой аварии, а не оценки, и начисление износа осуществляется только на заменяемые, а не ремонтируемые комплектующие.
От чего он зависит? Износ зависит от пробега автомобиля и срока эксплуатации поврежденных механизмов и деталей. Также есть ряд факторов у шин, которые в основном связаны с особенностями протектора и сроком эксплуатации.
Какой предельно возможный процент износа? Максимальный процент износа в соответствии с нормами по ОСАГО не может быть больше 50% от общей суммы узлов, деталей и агрегатов автомобиля.
Можно ли взыскать ущерб с виновника? Судебная практика показывает, что сделать этого нельзя, потому что он ранее застраховал свою ответственность и переложил все обязанности по выплате на страховую компанию.

Знания о том, как проверить полис ОСАГО на подлинность онлайн, помогут избежать попадания в мошеннические схемы по продаже поддельных полисов.

Как составить иск по ОСАГО правильно, можно узнать из этой статьи.

С образцом полиса ОСАГО и рекомендациями по его корректному заполнению можно ознакомиться тут.