Звонок бесплатный

помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Каков принцип единой методики расчета ущерба по ОСАГО в 2023

После того, как происходит ДТП, правоохранительные органы всегда устанавливают виновника этого происшествия, и делается это не только для того, чтобы наказать правонарушителя, но еще и с той целью, чтобы потерпевший мог получить компенсацию по ОСАГО. Однако после того, как устанавливают виновника аварии, все остальные хлопоты по получению возмещения полностью ложатся на плечи потерпевшего, и многие люди не знают о том, как рассчитать и получить сумму для проведения ремонта.

До 1 декабря 2023 все страховщики, которые занимались оформлением полисов ОСАГО, занимались расчетом компенсации по-своему, используя собственные технологии проведения этой процедуры. В большинстве ситуаций такие «технологии» оборачивались далеко не полноценными компенсациями ущерба, нанесенного при аварии, поэтому была введена единая методика расчета ущерба по ОСАГО. В 2023 году никаких изменений в этом принципе не произошло, поэтому сегодня возмещение все получают одинаково.

Стоит отметить, что в большинстве случаев после введения этой методики любые судебные разбирательства по страховым выплатам в конечном итоге решались в сторону потерпевшей стороны, а не компании, вследствие чего за последний год они выдвигают практически на 30% большую стоимость оформления договора, стараясь всячески покрыть понесенные убытки.

Единая методика расчета – это специализированный документ, в который входит полный перечень цен на запчасти практически любых автомобилей, встречающихся на дорогах России. На данный момент база включает себя приблизительно 40 миллионов наименований с точным обозначением деталей и указанием конкретной стоимости каждой из них. Отдельное внимание стоит уделить тому, что все регионы в соответствии со стоимостью ремонта транспортных средств разделяются на тринадцать отдельных районов, каждому из которых присвоены собственные ценники.

После введения этого документа решилось огромнейшее количество вопросов, связанных с корректностью проведения процедуры оценки ущерба автомобиля после аварийной ситуации.

Среди наиболее значимых моментов стоит отметить следующие:

  • коэффициенты выплат;
  • расчет общей суммы;
  • учет того, насколько автомобиль был изношен на момент ДТП.

Единственным нюансом расчетов является то, что стоимость запчастей указана в них до изменения курса, поэтому нередко в спорных ситуациях стороны обнаруживают множество нестыковок между суммами. При этом, если разница указывается не более 10%, она не учитывается, так как считается нормальной погрешностью. В связи с этим в процессе оспаривания страховых выплат в судебном порядке нередко приходится сталкиваться со всяческими проблемами из-за использования этой методики.

На данный момент инициируется множество поправок в этот документ из-за значительного изменения стоимости деталей и еще целого ряда других факторов, но пока говорится только о том, что изменения в единую методику вступят в силу в 2023 году без указания конкретной даты.

В связи с этими особенностями, если вы заметили заметное снижение суммы проведения ремонта, лучше предпочесть проведение работ на СТО, с которым сотрудничает страховая организация – подобный выбор сегодня предлагают практически все страховщики. В противном случае вы рискуете лишиться значительной суммы.

Большинство водителей сегодня, вдобавок к обязательному полису, оформляют также обязательное страхование, но заключение подобного договора не всем доступно из-за недостатка финансов

Как определить способ?

Несмотря на то, что создателем данной методики значится Центральный банк России, на самом деле он только занимался курированием процесса его создания. Разработкой всех нюансов этого документа занимался Российский Союз Автостраховщиков, что в итоге, естественно, привело к множеству сложностей и недостатков в нем для водителей, и они априори оказались в проигрышной ситуации, оказавшись под влиянием людей, заинтересованных, в первую очередь, в собственных интересах.

Многие владельцы иномарок начали интересоваться тем, были ли введены все марки автомобилей в этот документ, ведь некоторые являются обладателями не самых популярных машин наподобие Dodge или Pontiac. Чтобы сразу развеять все домыслы, стоит отметить, что в данной методике указаны только наиболее распространенные авто, встречающиеся на территории РФ, и при этом там полностью отсутствуют любые машины премиум-класса и мотоциклы.

Если вы являетесь обладателем транспортного средства, которое отсутствует в перечне, вы можете ознакомиться с перечнем рекомендаций, указанных в этом же документе, которые помогут вам определить цену деталей и общую стоимость ремонтных работ.

Также многие заметили, что стоимость, указанная в этом документе, значительно отличается от той, которая является среднестатистической для тех или иных регионов. В процессе изучения этого документа было определено, что чем ниже стоимость приобретенного вами автомобиля, тем точнее будет указана цена его запчастей в единой методике.

При этом владельцы автомобилей, относящихся к среднему ценовому диапазону, могут увидеть разницу в районе 20-30%, а если говорить о дорогостоящих машинах, то там и вовсе зачастую указывается цена, которая в два или три раза ниже реальной, и расчет страховки для владельцев этих авто становится просто абсурдным.

Важные моменты процедуры

Учитывая все вышесказанное, становится очевидно, что использовать единую методику расчета далеко не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Именно поэтому нужно учитывать все важные моменты проведения этой процедуры, чтобы в итоге получить компенсацию с максимальной выгодой для себя.

Основные пункты

В этот документ входят ценовые справочники, в которые на данный момент входит 67 марок различных автомобилей с указанием точных расценок нормо-часов, а также стоимости проведения различных типов ремонта. В качестве основы используется реальная стоимость деталей с поправкой на то, что указана она на состояние 2023 года.

Если автовладелец использует эксклюзивные детали, не представленные в данном справочнике, то в таком случае калькуляцией затрат страховщики смогут по-старому, то есть будут делать это в соответствии со своей индивидуальной методикой. Официально эксперт занимается сбором статистики о цене на данный агрегат, после чего выводит из нее среднюю цену.

Также теперь возраст авто непосредственно влияет на его амортизацию, что вызвало множество конфликтных вопросов. Предлагалось огромнейшее разнообразие вариантов, включая даже отправку запросов дилеру о дате производства той или иной марки автомобиля, но в конечном итоге решили использовать принцип, в котором возраст рассчитывается на основе того, сколько лет пробега имеет то или иное транспортное средство.

Ремонт по ОСАГО производится только в том случае, если документально не установлена полная гибель транспортного средства, при которой авто утилизируется.

Пошаговая инструкция оформления ОСАГО онлайн в Ингосстрахе приведена в этой статье.

За счет этого страховая компания тратит минимум времени на проведение расчетов и никак не выходит за указанные сроки принятия решения. При этом, опять же, износ предусмотрен не для всех деталей, и амортизация не указывается для рулевого управления, тормозной системы, оптики и ремней безопасности.

Индивидуальные показатели начисляются в том случае, если определенная деталь имеет больший износ по сравнению со стандартным возрастом. К примеру, это актуально в тех случаях, если ранее над автомобилем уже проводились ремонтные работы или машина с возрастом в один год имеет заметные следы реставрации крыла.

Помимо всего прочего, были внесены изменения в ситуацию с гарантийными автомобилями. Если раньше было принято проводить расчет по таким авто в соответствии с ценами дилера, сейчас эта операция проводится на основе данных справочника. Именно поэтому в большинстве случаев как дилеры, так и эксперты рекомендуют для новых авто обязательно оформлять полис КАСКО.

Что регламентирует

Единой методикой устанавливается следующее:

  • установление присутствия и типа ущерба автомобиля;
  • порядок, в котором должна проводиться калькуляция суммы, необходимой для приобретения всех запчастей и проведения различных работ, связанных с ремонтом авто;
  • порядок калькуляции износа деталей, которые нужно заменить;
  • порядок калькуляции годных остатков, если после аварии уже нет возможности восстановить машину в нормальное состояние;
  • порядок создания и утверждения справочников, в которых будет указываться средняя цена деталей, материалов и нормочасов работ, что учитывается в процессе расчета расходов, необходимых для восстановления транспортного средства;
  • требования к тому, как должны делаться снимки повреждений транспортного средства.

Отдельное внимание стоит уделить тому, что предельная степень износа была снижена до 50% (раньше было 80%), что является несомненным преимуществом этой методики для водителей.

Нюансы расчета ущерба ОСАГО в 2023 по единой методике

После введения данной методики появилось множество нюансов в процессе расчет ущерба, поэтому для определения наиболее объективной цены ремонта стоит учитывать их все. В первую очередь, было введено множество коэффициентов, с помощью которых можно предельно точно рассчитать общую стоимость повреждений.

Наиболее важными среди них стоит отметить коэффициенты:

  • позволяющие проводить учет ущерба, влияющего на общий износ транспортного средства, а также сказывающийся на допустимом сроке его дальнейшего использования;
  • позволяющие учитывать дополнительный износ, который распространяется на различные детали и узлы авто;
  • позволяющие учитывать общий срок службы автомобиля на момент аварии.

Процедура, по которой оценивается объем нанесенных повреждений, предусматривает использование максимально простой формулы: Свр=Рр+Рм+Рзч.

Означает это следующее:

Свр Общая сумма, которая требуется для восстановления авто.
Рр Расходы, которые должны учитываться в процессе восстановления.
Рм Список материалов, которые требуются для ремонта автомобиля.
Рзч Расходы, которые необходимы для замены поврежденных комплектующих.

Результат, полученный в итоге, округляется до сотен рублей.

Дополнительные условия

Также нужно учитывать достаточно большой перечень дополнительных условий, которые помогут вам наиболее точно рассчитать объем компенсации.

Содержание

Если вам не удалось избежать аварии, и вы с подобными ситуациями сталкиваетесь впервые, лучше детально разобраться в каждой из глав этого документа:

Первая Указывает, как нужно определить наличие и тип ущерба авто.
Вторая Включает в себя информацию о порядке анализа вторичных обстоятельств, которые привели к возникновению страхового случая.
Третья Как рассчитывается сумма, которая требуется для покупки запчастей вместо поврежденных.
Четвертая Особенности расчета цены различных запчастей, которые будут меняться в процессе ремонта, но при этом уже имели значительный износ на момент ДТП.
Пятая Особенности определения остаточной цены транспортного средства, если оно стало непригодно для дальнейшей эксплуатации.
Шестая Расчет остаточной цены авто до того, как он получил повреждения в момент страхового случая.
Седьмая Особенности составления справочников и утверждения цен запчастей для всех марок авто.

Особенно важными являются приложения к этому закону. Требования, указанные в этих документах, должны беспрекословно исполняться, и никаких исключений здесь не предусмотрено.

Определение размера повреждений

Для того чтобы определить повреждения, по которым будет выплачиваться компенсация по договору, проводится тщательный осмотр автомобиля, по результатам которого составляется акт, включающий в себя следующие данные:

  • почему проводилась процедура анализа;
  • когда она проводилась и когда была закончена;
  • где проводились работы и при каких условиях;
  • основная информация из ПТС;
  • нужные сведения о владельце автомобиля;
  • точная дата аварии;
  • соответствие уникальных параметров авто тем сведениям, которые указаны в данной документации;
  • пробег ТС;
  • дата начала эксплуатации автомобиля;
  • особенности комплектации машины;
  • перечень дефектов с отметкой характеристик каждого поврежденного узла (где он находится, как выглядит и каким образом был поврежден);
  • как будет проводиться восстановление транспортного средства;
  • какие работы нужно будет провести для проведения ремонтных работ, не предусмотренных производителем этой модели авто;
  • информация о повреждениях, нанесенных в момент эксплуатации еще до того, как случилась аварийная ситуация, включая данные о проводимом ранее ремонте и прочих особенностях, влияющих на общий объем компенсации;
  • связь, которая прослеживается между происшествием и обнаруженным ущербом;
  • информация о нынешнем состоянии ТС;
  • информация о каких-либо скрытых нарушениях;
  • информация о материале, который брался для проведения более подробного исследования;
  • подписи лиц, которые занимались осмотром или просто наблюдали за его проведением, с указанием ФИО;
  • дата оформления этого документа.

При необходимости акт может дополняться видео или фото, которые будут потом использоваться как дополнительные источники.

Для обозначения повреждений, нанесенных оперению и кузовным запчастям, используются такие характеристики:

  • процентное соотношение поврежденного участка со своей площадью;
  • размер дефекта;
  • тип повреждения конструкции;
  • характеристики деталей, которые устанавливаются компанией при производстве ТС и находятся в области нарушений.

Для обозначения общего объема работ, необходимых для проведения ремонта, указывается следующее:

  • размер повреждений;
  • вид эмали;
  • количество слоев, которым был нанесен ущерб;
  • информация о точном составе окрашенных запчастей;
  • цвет транспортного средства (учитываются рисунки, надписи, реклама или опознавательные знаки, нанесенные на поверхность кузова).

Стоит отметить, что для проведения окраски выделяется минимум средств, а если деталь более чем на 25% поражена коррозией, то в таком случае компенсация ее ремонта по ОСАГО вообще не предусмотрена

Судебная практика

Если говорить о том, чтобы оспаривать размер компенсации, рассчитанной по единой методике, то подобные дела зачастую решаются вполне успешно, но в любом случае лучше заранее оценить свои шансы перед подачей искового заявления, так как после ее введения возможность оспаривания была значительно усложнена.

Даже при наличии обозначенных стандартов страховщики всячески стараются уменьшать общий объем возмещения или затягивать с его выплатой. При этом страховые компании всячески злоупотребляют своими правами, так как для них это на данный момент гораздо выгоднее.

В итоге остается только отстаивать свои права в судебном порядке, хоть это чаще всего приводит только к небольшой доплате и компенсации вторичных мероприятий, в то время как раньше удавалось, чуть ли не в два раза увеличить общую сумму страховой выплаты, а помимо этого получить дополнительный штрафную выплату от компании.

Часто задаваемые вопросы

В чем разница между единой базой цен и методикой? Использование методики является обязательным для всех специалистов рынка, включая экспертов, оценщиков, страховщиков и других лиц. В ней находятся положения касательно алгоритмов и технологии определения общего объема ущерба, а также описывается технология определения способа устранения неполадок.
Что включает в себя единая база цен? Единая база цен включает в себя информацию по всем распространенным марках автомобилей, но при этом не содержит информации об автомобилях премиум-класса и мотоциклах.
Актуальна ли информация в единой базе цен? В соответствии с последними поправками обновление цен должно проводилось как минимум раз в полгода. На деле же обновление должно проводиться чаще, поэтому в большинстве случаев указанная информация не совсем соответствует действительности.
Как износ влияет на ситуацию? Износ также учитывают в процессе расчета выплат, но при этом снизился предельный порог до 50%. В формулы расчета не было внесено никаких корректировок, и влияет на износ только год выпуска автомобиля, а также его фактический пробег.
Изменилась ли ситуация к лучшему после введения методики? По отношению к многим сегментам и организациям заметны положительные сдвиги, но, однозначно, нельзя сказать о том, что введение этого документа позволило полностью решить проблемы с недовыплатой или отказом со стороны страховщиков.

ОСАГО онлайн от Согласия — это возможность предварительно просчитать стоимость страхового полиса с помощью калькулятора на сайте перед подачей заявки через интернет.

Можно ли купить ОСАГО дешево, и что влияет на цену полиса, узнайте из статьи по ссылке.

Читайте также здесь о преимуществах оформления ОСАГО онлайн в УралСибе.