Звонок Бесплатный 24/7

помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Что такое промежуточный баланс при ликвидации

Баланс, который требуется составлять при ликвидации предприятия, отличается от обычного. Промежуточный ликвидационный баланс отражает состояние дел компании на момент подачи всеми кредиторами своих требований. Целью составления такого документа является отчетность перед налоговой службой, необходимая для официального прекращения деятельности предприятия.

Порядок ликвидации прописан в законе, и его необходимо строго придерживаться. Существуют приказ Министерства финансов №43н и , регламентирующие процедуру составления ликвидационного баланса.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Если в документах будут присутствовать нарушения, то они не будут приняты регистратором, что приведет к затягиванию ликвидации и способно вызвать проверку налоговой из-за подозрения в сокрытии доходов.

Как правило, составлением промежуточного ликвидационного баланса занимается штатный главный бухгалтер предприятия, поскольку именно этот специалист лучше всего разбирается в финансовых делах компании. Также в его обязанности входит составление окончательного баланса.

Особенности

Приступать к составлению ликвидационного баланса можно нельзя без официального утверждения решения закрыть предприятие на собрании учредителей.

Следующим шагом является назначение специальной ликвидационной комиссии, которая может состоять не только из действующих работников предприятия, но и из представителей кредиторов или профессиональных ликвидаторов. Все полномочия по управлению организацией переходят к ликвидационной комиссии сразу же после ее избрания.

После этого, необходимо в течение трех дней отправить уведомление в ФНС, ФСС и ПФ о намерении выполнить ликвидацию предприятия по форме С-09-04. Также следует уведомить Центр занятости о предстоящем увольнении сотрудников, это поможет специалистам скорректировать планы в соответствии с изменением числа вакансий и претендентов на них. В отдельных случаях государственные органы уведомляет ФНС.

Уведомление ФНС

Для подачи заявления в регистрирующее учреждение предназначены специальные бланки Р15001 (о прекращении деятельности) и Р15002 (о формировании ликвидационной комиссии).

При подаче заявления необходимо приложить к нему протокол общего собрания, содержащий подписи ответственных лиц, таких как председатель и секретарь, а также ликвидационный баланс.

Протокол общего собрания

Далее, начинается этап извещения. Он предполагает размещение сообщений в СМИ, в частности, в “Вестнике государственной регистрации”, и отправку уведомлений о закрытии компании.

Есть два способа как сделать это: с помощью электронной заявки на официальном сайте издания или подача документов прямо в редакцию. Для первого способа необходимо наличие цифровой подписи.

После истечения 2-х месяцев с даты публикации объявления, можно приступать к составлению ликвидационного баланса, в течение этого срока все кредиторы и другие заинтересованные лица должны предъявить свои требования. После окончания отведенного срока сделать это можно только через суд.

После составления баланс требуется утвердить. Эта процедура баланса входит в полномочия должностных лиц, которые приняли решение о ликвидации ООО, как правило, это учредители, но может быть и кредитор или сотрудники налоговых органов. Если проверка будет пройдена, то можно подавать документы в налоговую службу, которая выдаст свидетельство о проведении ликвидации предприятия.

Подача заявления не является окончательным шагом – необходимо повторно составить баланс, сведения которого будут отражать состояние дел на момент полного прекращения деятельности, и выполнить его утверждение, затем, снова подать документы в регистрирующий орган. Взаимодействие с ФНС является обязанностью ликвидационной комиссии.

Промежуточный баланс при ликвидации никогда не может быть нулевым, даже если деятельность предприятия фактически не ведется уже длительное время. Нулевым является исключительно окончательный баланс, который подается в налоговую уже после изъятия записей о компании из ЕГРЮЛ. Связано это с тем, что компания юридически все еще продолжает владеть активами либо же деньгами от их реализации.

Анализ данных промежуточного ликвидационного баланса

Условия оформления

Предприятие может составлять несколько ликвидационных балансов с целью получения наиболее актуальной информации о состоянии финансов. Также повторное составление ликвидационного баланса может являться требованием кредиторов, организация не может отказать им в предоставлении информации.

В случае отсутствия на предприятии бухгалтерии, составлением баланса будет заниматься специальная фирма, заказать подобные услуги можно и при наличии бухгалтера, но делать это не рекомендуется, поскольку такой шаг приведет к дополнительным тратам.

Обязательство подавать промежуточные документы в ФНС ложится на учредителей ООО, однако, окончательный баланс подает ликвидационная комиссия.

Правила составления

Составляется промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ) по форме №101, которая официальна утверждена Центральным банком РФ. Ликвидационный баланс является таблицей, где в одной из колонок указывается наименование актива, а в остальных его фактическая стоимость и счет, на котором размещены денежные средства.

В качестве основания для составления промежуточного ликвидационного баланса закон определяет последний плановый баланс предприятия. Таким образом, при выполнении расчетов не следует учитывать дополнительный износ оборудования, возникший за время ликвидации.

Также не нужно помещать в ПЛБ кредиты или иные типы задолженности, обязательства по которым были выполнены до начала процедуры ликвидации юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс

Промежуточный ликвидационный баланс необходимо согласовывать с Центральным банком РФ. Регулирующий орган может потребовать документальное подтверждение любых фактов, отраженных в балансе, ликвидируемая организация обязана его предоставить в отведенный срок. Подавать баланс в ЦБ следует исключительно по форме №101, это входит в обязанности ликвидационной комиссии.

Сроки согласования баланса не определены, что может создать значительные трудности с ликвидацией, если сотрудники регулирующего органа в данный момент сильно загружены работой.

Согласовать баланс требуется до его утверждения на собрании учредителей, если этого сделано не будет, то придется проводить отменить собрание. По этой причине следует заранее рассчитать когда составить форму, чтобы не возникло задержек.

Содержание

Форма составления баланса (бумажная, электронная с использованием офисных инструментов или специализированных программ) не сказывается на данных отчета.

В ПЛБ обязательно должны быть отображены следующие пункты:

Уставной капитал Должен соответствовать указанной в уставе организации сумме. Капитал может представлять денежные средства в любой валюте, а также имущество.
Перечень имущества На которое юридическое лицо имеет право собственности.
Кредиты Указываются в ПЛБ только в случае, если кредитор предъявил свои претензии в установленный законом срок, и его требования были одобрены судом или ликвидационной комиссией. Если требование отклонено, то это следует указывать в соответствующей графе. Располагаются сведения согласно очередности предстоящих выплат.
Дебиторские задолженности Которые не были признаны безнадежными.
Оплата труда Представляет собой не только заработную плату, но и компенсации за периоды временной нетрудоспособности или отпуск, а также премии, пособия и прочие выплаты, предусмотренные трудовым договором.
Внеоборотные средства Входят в категорию активов.
Доходы Включают в себя не только прямой заработок предприятия, но и задолженности, по которым кредиторами не были предъявлены требования в установленный срок.
Расходы Независимо от их категории.
Убытки За предыдущий отчетный период.

Об учете имущества следует рассказать подробнее.

Законодательство требует обязательного включения в ПЛБ объектов следующих типов:

Транспорт Все транспортные средства должны содержать год выпуска и технические характеристики, также может указываться дополнительная информация (пробег, дата последнего технического осмотра и капитального ремонта, гарантийный срок, участие в ДТП, прочее).
Оборудование, спецтехника, инструменты и другие производственные средства Оценивается такое имущество с учетом амортизации износа. В балансе необходимо отразить марку и модель, дату изготовления и ввода в эксплуатацию, процент износа, инвентарный номер.
Недвижимые объекты Для зданий необходимо указывать технические характеристики, год постройки, инвентарный номер, наличие капитального ремонта, местонахождения и износ, оцененный независимым экспертом. Для земельного участка требуется указать площадь, тип почвы и месторасположение.
Незавершенные строения Для этой категории указывается текущее состояние объекта, дата начала и предполагаемая дата окончания строительства, процент выполненных работ.
Прочее имущество ООО К данной категории относится все имущество, которое не попало в предыдущие, например, сырье, готовые товары, находящиеся на складе, ГСМ, сельскохозяйственные животные.

Также к ПЛБ требуется приложить пояснительную записку, в которой будут указаны особые характеристики объектов имущества, доходов и расходов организации.

Бланк заявления на ликвидацию ИП можно получить в налоговых органах или скачать из интернета.

О том, как проводить ликвидацию ООО с двумя учредителями, читайте здесь.

Структура

Для финансовых обязательств тоже необходимо указывать их основные характеристики. Так, долгосрочные вложения и материальные активы должны содержать название и стоимость.

Кредитные и дебиторские обязательства содержат название учреждения или физического лица, перед которым обязательства имеются, а также адрес его регистрации. Долги дополнительно имеют графу с решением относительно их удовлетворения.

Для денежных средств необходимо указать итоговую сумму, счет, на котором они находятся, и валюту. При оценке запасов указывается общая стоимость, НДС, приблизительные расходы на содержание продукции на складе, возможно, срок годности и условия хранения. В категории иных активов необходимо указывать особые характеристики имущества.

Если организация перешла в стадию неплатежеспособности, то требуется указывать конкурсную массу, за исключением судебных издержек и других расходов на проведение процедуры банкротства, а также капитал и сумму непокрытого убытка.

Кроме того, нужно распределить кредиторские обязательства в соответствии с законодательными критериями очереди на выплаты.

Промежуточный ликвидационный баланс

Образец формы промежуточного баланса при ликвидации

Как правило, бухгалтерские программы уже содержат встроенный бланк промежуточного баланса, которым является форма №101. Однако, следует быть внимательным, поскольку документы могут обновляться, актуальный образец промежуточного баланса при ликвидации ООО за 2023 год находится ниже. Рекомендуется проверить его соответствие встроенному документу, чтобы не возникло ошибок и недоразумений.

Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса

Необходимость отчета

Составление ликвидационного баланса не является формальной процедурой, которая необходима лишь государственным органам, этот документ позволяет лучше оценить дела компании и помогает ее руководителям принять решение о необходимости ликвидации. На основании данных баланса руководство оценивает реальное положение предприятия, и его способность выплатить долги.

ПЛБ служит основанием для вынесения решения о выполнении финансовых обязательств с помощью денежных средств или продажи имущества ликвидируемой компании на торгах. В первом случае продажа имущества все равно будет выполнена, но иметь она будет форму, которая покажется оптимальной участникам ликвидационной комиссии, во втором случае торги представляют собой публичный аукцион.

Также необходим ликвидационный баланс и налоговой службе, потому что он служит подтверждением текущего состояния активов предприятия. Если будет обнаружено несоответствие, которое может быть связано с попыткой ухода от налогов, то ФНС назначит дополнительные проверки.

Добровольная ликвидация предприятия — самый простой путь для оформления прекращения деятельности организации.

Нюансы ликвидации ООО в принудительном порядке рассмотрены здесь.

Как соблюсти все требования Трудового Кодекса при ликвидации предприятия — отвечают юристы. Можно ознакомиться тут.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.