Звонок бесплатный

помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Какие существуют виды ОСАГО

Закон об обязательном автостраховании был принят в РФ еще в 2004 году. Однако вопросы страхования автогражданской ответственности и транспортных средств по-прежнему  актуальны и периодически возникают даже у опытных водителей.

Вариации полисов

Полис ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности) страхует  ответственность виновника перед потерпевшей стороной, а не сам автомобиль. В случае аварии или ДТП, если вы были признаны виновной стороной, возмещением ущерба имуществу или здоровью другого лица будет заниматься ваша страховая компания. И напротив, если вы были признаны потерпевшим, страховая выплата будет получена от компании-страховщика виновника.

Данный документ автострахования является обязательным и его должен иметь при себе каждый водитель транспортного средства.

В настоящий момент различают следующие виды ОСАГО:

Неограниченный полис В него можно включить неограниченное число лиц, имеющих право на управление автомобилем.
Полис с ограничениями В такой полис можно вписать до пяти человек, которые будут иметь право управления данным транспортным средством. Его действие распространяется на любого водителя, севшего за руль автомобиля, хозяин которого заключил договор на данных условиях. Этот вид страховки будет удобен для собственников, которым в силу обстоятельств приходится допускать к управлению своим автомобилем большое число людей, например, для транспортных компаний.

Между описанными вариантами полисов имеется серьезная разница в стоимости (полис без ограничений стоит намного дороже).

Управление автомобилем водителем, не включенным в полис ОСАГО, наказуемо административным штрафом

Самые популярные услуги по дополнительному ОСАГО это страхование жизни и здоровья водителя и пассажиров, а также услуги, связанные с расширенным сервисом при обслуживании клиента при наступлении страхового случая, например, бесплатное предоставление эвакуатора.

В каких случаях проводится независимая экспертиза ОСАГ, читайте тут.

Для лиц, которые предпочитают пользоваться автомобилем не весь год, а в теплое время года (например, летом, теплой весной и осенью), существует возможность оформления сезонного полиса. В таком случае будет заключен договор страхования на три и более календарных месяца.

При возникновении непредвиденных обстоятельств управления транспортным средством свыше установленного полисом периода времени, страхователь обязан письменно уведомить об этом страховщика. По такому заявлению за дополнительную плату будет увеличен срок страховки.

Также если водитель на своем автомобиле часто выезжает за границу, ему потребуется Международный сертификат ОСАГО «Зеленая карта». Произошедшее дорожно-транспортное происшествие на дорогах иностранного государства с участием российского водителя, будет регулироваться данным полисом. Пострадавший потребует возмещения причиненного вреда, направив в свое национальное бюро претензию.

Если российская страховая компания в этой стране представительство, то рассмотрением претензии будет заниматься именно оно. В противном случае вопрос урегулируется национальным бюро самостоятельно, а затем страховой компании из РФ, эмитировавшей «Зеленую карту», будет выставлен счет на возмещение нанесенного ущерба.

Деление для юр. лиц и физ. лиц

Независимо от типа страхователя (юридическое это или физическое лицо) заключение договора ОСАГО является обязательной процедурой. Разница между ними заключается в стоимости и самой процедуре оформления. Процесс заключения договора страхования для юр. лиц имеет свои особенности, так как может понадобиться предоставление дополнительных документов.

Ключевые различия в процедуре оформления полисов ОСАГО для физ. лиц и юр. лиц заключаются в следующем:

  1. Срок действия полиса различается для физлиц и юрлиц. Физические лица могут оформить страховой полис сроком от 3-х до 12-ти месяцев. Для юридических лиц установлен минимальный срок — 6 месяцев, максимальный — аналогично 1 год.
  2. Если владелец транспортного средства имеет дополнительно прицеп, то для организаций его страхование обязательно. Физические лица обладают правом не делать этого.
  3. Количество лиц, которые имеют право управлять транспортом, принадлежащим организации, не ограничено, тогда как для физических лиц действуют ограничения. Если страхователь-частное лицо оформил ограниченный полис, то транспортом могут управлять не более пяти водителей.
  4. Базовые тарифы страхования транспортных средств для организаций значительно выше, чем для частных лиц.
  5. Лимит по компенсации нанесенного ущерба устанавливается для каждого дорожно-транспортного происшествия, а не на срок действия полиса ОСАГО. При повторных авариях организация каждый раз может получать полную компенсацию.

Новые виды ОСАГО и их особенности

С сентября текущего года Министерство финансов РФ внесло предложение по делению полисов ОСАГО на три основных вида с различием сумм страховых выплат.

Планируется, что водители смогут оформить один из трех пакетов:

Экономный пакет С максимальным лимитом страхового покрытия ущерба здоровья до 400 тысяч рублей и 500 тысяч рублей для имущества.
Стандартный пакет Лимит потенциальных выплат составит 1 миллион рублей для каждого вида риска.
Премиальный или расширенный пакет Верхний порог страховых выплат будет ограничен суммой 2 миллиона рублей для покрытия ущербу имуществу и здоровью.

Также ожидается отказ Министерства от коэффициентов мощности для автомобилей с различным число лошадиных сил и введение новых коэффициентов за нарушение ПДД. Предполагается, что страховые компании смогут самостоятельно выбирать размер применяемых коэффициентов для аккуратных водителей и для тех, кто часто нарушает и получает штрафы.

Еще одним существенным моментом нововведений является замена денежных выплат ремонтом. Автовладельцу предлагается выбрать любой из аккредитованных страховщиком автосервисов для осуществления ремонтных работ. К подобным сервисам будет предъявляться определенные требования, включая местоположение и близость к месту дорожно-транспортного происшествия или проживания автовладельца, наличие современного оборудования и инструментов и сроки проведения работ.

Новые бланки полисов будут иметь новую цветовую гамму, дополнительные меры защиты в виде водяных знаков и специальных нитей, что будет способствовать, с одной стороны, усилению степени защищенности, а с другой, росту цен. Ориентировочное удорожание перевыпуска полисов ОСАГО оценивается в пределах от 5 до 15% от текущей стоимости бланков.

Начиная с 1 октября, страховые компании заключают договоры страхования в соответствии с нововведениями и с использованием новых бланков, а все затраты, связанные с заменой полисов, взяли на себя страховщики

Недостатки нового деления для страховщиков

Большинство страховщиков на российском рынке сходятся во мнении, что нужно принимать во внимание неготовность участников рынка к подобным нововведениям, которые могут привести к разрушению неустойчивой системы ОСАГО. Руководство ведущий страховых компаний не до конца принимают будущее разделение ответственности по различным страховым лимитам.

Ярким примером является ситуация, когда владелец престижного и дорогого автомобиля покупает премиум пакет ОСАГО с лимитом до 2 миллионов рублей. В случае ДТП, если виновник имеет эконом пакет, с ограничением выплат до 400 тысяч рублей, страховая компания выплатит пострадавшей стороне не более этой суммы, даже в случае более крупного ущерба. Такому клиенту заключение подобного договора страхования абсолютно невыгодно.

ОСАГО — это вид страхования, имеющий социальную направленность, поэтому в  сегодняшней экономической ситуации повышение стоимости, даже под предлогом законодательного повышения лимитов, ни к чему хорошему не приведет. Повышенный лимит будет способствовать появлению повышенного риска мошенничества, и расчетный тариф учитывать этот аспект не будет.

В результате нововведения извлечь пользу смогут лишь страховые мошенники и так называемые «автоюристы». Повышение тарифов не сможет обеспечить компенсацию катастрофических выплат по убыткам, которые обязательно возникнут по пакетам «премиум» и «стандарт» категорий.

Что касается страховых коэффициентов, что Минфином предложено вовсе отказаться от коэффициента мощности в полисе ОСАГО, а ввести вместо него новый коэффициент нарушения ПДД — езда в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, проезд водителем на красный свет светофора, пересечение «двойной сплошной линии», превышение скорости более, чем на 40 км/час,. При этом страховщик наделяется правом применять коэффициенты за аккуратное или агрессивное вождение на свое усмотрение.

Страховщики здесь также имеют разногласия с новыми правилами, так как на сегодня они не имеют доступа к базе данных ГИБДД. К тому же действующая сетка данных коэффициентов на позволит в полной мере воспользоваться индивидуальным подходом к расчету тарифов для всех автовладельцев.

Общим является мнение, что предложение Минфина нуждается в тщательном анализе и определении четко регламентированных тарифов. Безусловно, согласованные действия ЦБ РФ и Министерства финансов, а также грамотная реализация всех нововведений будут способствовать снижению общей убыточности ОСАГО.

Из возможных преимуществ введения новых видов полисов ОСАГО можно отметить, что применение новых коэффициентов помогут сделать ценообразование в ОСАГО более гибким и использовать индивидуальные тарифные сетки для каждого конкретного водителя в зависимости от его страховой истории.

В целом же основной целью внесения поправок в Федеральный закон «Об ОСАГО» является общее снижение убыточности данного сектора рынка страхования в России и предоставление дополнительных преимуществ для законопослушных и аккуратных автовладельцев.

Знания, как выглядит образец претензии к страховой компании по ОСАГО, помогут грамотно составить документ и добиться решения вопроса в свою пользу.

С таблицей коэффициентов территории по ОСАГО в 2023 году можно ознакомиться здесь.

Если ОСАГО закончилось, сколько можно ездить еще в 2023 году без штрафов, детально рассмотрено в этой статье.