помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Почему страховая компания не платит ОСАГО

Сегодня автомобиль не роскошь, а средство передвижения, поэтому с каждым годом все больше обладателей личного транспорта сталкиваются с проблемами при взаимодействии со страховыми компаниями. Проблемы возникают на каждом шагу: то страховщик не желает заключать договор без приобретения клиентом дополнительных услуг, а то и вовсе отказывается производить выплаты по страховке ОСАГО.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Если в результате рассмотрения заявления компания делает вывод, что отсутствуют правовые основания для выплаты страховки, заявитель в письменном виде получает отказ в произведении страховой выплаты. Такое решение должно быть вынесено законно и обосновано. Это предполагает, что решения страховщика согласуются с нормами российского законодательства, которое регламентирует страховую деятельность.

Говоря иначе, если причины, которые легли в основу отказа, не предусмотрены законом, а сформулированы страховой самостоятельно, такое решение является незаконным. Также недостаточно просто ссылки на норму закона. Компания должна обосновать, почему действия потерпевшего не соответствуют законодательным требованиям.

Разобраться самостоятельно в законности вынесенного решения страхователю будет сложно, в этой ситуации можно воспользоваться помощью юристов. Если они придут к выводу, что отказ является незаконным, должна быть составлена и направлена страховщику досудебная претензия. Если она составлена грамотно, клиенту удастся избежать судебного разбирательства, что сохранит его время и деньги.

Причины отказа

Статья 6 Закона про ОСАГО определяет главное условие, при наличии которого у страховщика возникает обязательство произвести выплату страховки, а именно наступление ответственности гражданского характера за вред, причиненный третьим особам при использовании транспортного средства.

ФЗ №40 «Об ОСАГО»

Лицам, которые застраховали свою ответственность, а также потерпевшим, нужно знать, что возмещению не подлежит вред в таких случаях:

  • вред причинен автомобилем, который не внесен в договор страхования;
  • вред причинен в период, который не указан в полисе;
  • ущерб причинен здоровью человека, который находится при исполнении служебных обязанностей, подлежащих соцстрахованию;
  • вред причинен пассажирам во время их пребывания в транспорте общего пользования, если имеет место страхование ответственности перевозчика;
  • повреждения возникли в ходе погрузки/разгрузки груза, который перевозится.

Наиболее распространенными причинами отказов являются:

  • В выплате отказано в случае не предоставления потерпевшим документов, которые предусмотрены п. 3.10. Правил ОСАГО. К заявлению про выплату он должен прилагать копию паспорта, справку и извещение про ДТП, копию протокола про админнарушение, соответствующие постановления и определения. Документы, которые в перечень не входят, страховщик требовать не имеет права.
  • Страховая отказывается от выплаты, если авто не было предоставлено для проведения осмотра экспертом в течение 5 дней с момента подачи документов про страховой случай. Время и место осмотра согласовывается по телефону или посредством почтового уведомления. Страховщик не имеет права требовать, чтобы потерпевший доставлял неисправное транспортное средство в место, удаленное от стоянки. В этом случае эксперт обязан выехать и осмотреть автомобиль по месту его нахождения. Если осмотр не был инициирован страховщиком, пострадавшая сторона имеет право самостоятельно организовать проведение экспертизы и по ее результатам требовать выплаты.
  • Отказ может последовать, если повреждения, которые были выявлены в ходе осмотра, не соответствуют обстоятельствам ДТП. Если есть разногласия между страховщиком и потерпевшей особой при оценке обстоятельств аварии и ее последствий, назначается независимая экспертиза страховщиком. Чаще всего подобное разбирательство заканчивается в суде.

Правила ОСАГО

Аргументами, которые часто используются страховыми при отказе в проведении выплат, являются:

  • отказ виновника ДТП предоставить авто для экспертизы;
  • виновник ДТП находится в состоянии алкогольного опьянения;
  • в страховой полис не вписан виновник аварии;
  • полис является недействительным;
  • подложный полис;
  • полис со статусом «прекращен».

Льготы по ОСАГО для инвалидов 2 группы оформляются на основании предоставленных документов, подтверждающих наличие проблем со здоровьем.

Как влияет коэффициент страховки ОСАГО по регионам в 2023 году, читайте здесь.

Спорные нюансы

Требуемые бумаги

Для подачи иска в судебную инстанцию о невыплате страховой компенсации нужно собрать пакет документов:

  • копию бумаг, которые могут подтвердить факт наступления страхового случая: протоколы, справки и извещения от ГИБДД, постановления и т.д.;
  • копия документа, подтверждающая, что страховщику было подано заявление про нанесенный ущерб;
  • результаты независимой экспертизы;
  • иск;
  • копии чеков и квитанций, которые являются подтверждением понесенного ущерба.

Страховая может не производить выплату, если невозможно провести экспертизу авто по той причине, что оно было отремонтировано, а в таком случае может быть предоставлен заказ-наряд из сервисного центра, в котором производился ремонт, однако, не все страховщики принимают подобные документы для проведения выплат

Основания для освобождения от финансов

Существует ряд оснований, которые могут освободить страховщика от выплаты:

  • закончилось действие полиса;
  • застрахован не тот автомобиль, который участвовал в ДТП;
  • имущество было восстановлено до проведения независимой экспертизы;
  • ДТП произошло в ходе испытаний, соревнований или для обучения езде на специальных площадках.

Также Закон про ОСАГО позволяет страховщику не платить за:

  • доходы, не дополученные страхователем;
  • моральный ущерб;
  • загрязнение окружающей среды;
  • антиквариат и культурное достояние;
  • вред, который нанес перевозимый груз, если он должен был быть отдельно застрахован;
  • вред, нанесенный пассажирам, если он подлежит компенсации по отдельному виду страхования;
  • вред получен в ходе погрузки/разгрузки авто.

Снижение суммы

Часто страховщики стараются минимизировать сумму выплаты клиенту. Чаще всего занижение выплаты возникает в результате проведения независимой экспертизы. Это вызвано тем, что страховщик имеет право самостоятельно выбирать компанию, место и время проведения экспертизы. И не исключено, что подсчеты специально производятся в пользу страховой.

Если у страхователя возникли сомнения в правильности расчета, он может организовать проведение повторной оценки. Если экспертиза покажет, что величина ущерба действительно была занижена, самое время подавать досудебную претензию про занижение компенсации страховщиком. Она необходима также, если дело дойдет до суда.

При обращении в судебную инстанцию потерпевший получает возможность не только получить положенные по страховке выплаты, но и компенсацию понесенных в ходе разбирательства убытков.

Игнорирование клиента

Если через 20 дней от страховщика не получено вразумительного ответа, клиент должен переходить к решительным действиям:

  • Инициировать проведение повторной независимой экспертизы.
  • Если нанесен вред здоровью, нужно пройти освидетельствование в медучреждении.
  • Страховщику направляется претензия, в которой излагается вся информация о происшествии, указывается размер ущерба. Также его нужно проинформировать про намерение обратиться в РСА или судебную инстанцию, если вопрос не удастся решить мирным путем.
  • До суда лучше обратиться в РСА, который оказывает помощь в решении сложных страховых случае и получении компенсации от страховщика. Заявление в эту структуру подается по установленной форме, к нему прикладывается пакет подтверждающих документов.
  • Если все способы испробованы, но ни один не привел к ожидаемому результату, самое время обращаться в суд. В судебную инстанцию кроме искового заявления также подаются все документы, которые могут подтвердить наступление страхового случая, а также попытку истца решить вопрос со страховой в досудебном порядке.

Если требования автолюбителя законны, он с легкостью добьется выплаты компенсации.

Алгоритм действий, если страховая не платит ОСАГО

Если страховая не платит ОСАГО, не имея для этого законных оснований, первым шагом страховщика должна быть попытка провести переговоры с представителями компании. Для этого нужно составить досудебную претензию, в которой указывается номер полиса, описывается ситуация и причины, по которым клиента не устраивает принятое решение. Претензия готовится в двух экземплярах, один из которых остается у страхователя.

Еще одним способом, который может повлиять на решение страховщика, является обращение в органы страхового надзора. Можно подать жалобу в РСА или Центральный Банк России. Соответствующим органом будет сделан запрос в страховую с просьбой дать разъяснения относительно сложившейся ситуации. Если будут выявлены нарушения, ее обязуют пересмотреть свое решение.

Если урегулировать вопрос мирно не получается, а в своей правоте клиент уверен, он должен обратиться в суд для защиты своих законных прав и интересов.

Для начала нужно подготовить полный список документов:

  • иск;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины;
  • копия страхового контракта и квитанции, которая подтверждает оплату по нему;
  • копии документации, которая была подана страховщику в ходе первичного обращения;
  • копия отказа в выплате;
  • копия досудебной претензии и ответ, который на нее был получен;
  • копия правоустанавливающих документов на машину, паспорт особы;
  • копия доверенности представителя.

Обязательными составляющими иска являются следующие сведения:

  • название судебной инстанции;
  • ФИО истца, его место проживания, телефон;
  • название ответчика и его адрес;
  • обстоятельства дела;
  • требования, которые выдвигаются истцом.

Частые ситуации

Встречается ряд ситуаций, которые систематически возникают при обращении в компанию за выплатой, в результате чего страховая не платит ОСАГО:

Потеряны документы
  • Клиент уверен, что подал полный пакет документов, однако страховая задерживает выплату по причине того, что не имеет одного или нескольких документов. Доказать обратное, не имея описи, практически нереально.
  • Именно поэтому, подавая представителю компании любые документы, нужно требовать подтверждения факта получения бумаг. Подтверждением может быть копия предоставленного документа с отметкой, кем и когда он был принят.
Проведение ремонтных работ за свой счет
  • В случае, если страховая не назначает проведение независимой экспертизы, клиент может сам взять на себя ее организацию и проведение. В страховую предоставляются ее результаты, после чего клиент получает разрешение на ремонт авто и обещание произвести выплату.
  • Однако, страховщики имеют право требовать осмотра на протяжении 20 дней после того, как случилось ДТП. Если к этому времени машина будет отремонтирована, страховая откажет в выплате, поскольку повреждения отсутствуют. Учитывая это, не нужно торопиться с ремонтом, обращаться на СТО лучше после получения от страховщика выплаты.
Повреждение машины не в результате ДТП
  • Страховая не является на осмотр, водителю сообщают, что он может начинать ремонт и обещают произвести выплату в положенный срок. На протяжении 20 дней он получает от страховой письмо, в котором сказано, что повреждения не связаны с конкретной аварией. Доказать обратное, если авто отремонтировано, не удастся. Результат – страховая отказала в выплате.
  • Чтобы этого избежать, нужно начинать ремонт исключительно после получения выплаты от страховой компании. Это золотое правило, которое нужно запомнить при взаимодействии со страховыми компаниями. Следуя ему, удастся избежать многих неприятных ситуаций, а также получить компенсацию ущерба в полном объеме в самые короткие сроки.

Перед подачей претензии к страховой компании следует внимательно изучить образец претензии по ОСАГО и рекомендации касательно его заполнения.

В чем особенность оформления ОСАГО при покупке нового автомобиля а автосалоне, подробно рассмотрено тут.

Как формируется цена ОСАГО для такси, можно узнать из статьи по ссылке.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область -
    • Санкт-Петербург и область -
    • Регионы -

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.