Звонок Бесплатный 24/7

помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Как действует регулирующий орган в сфере несостоятельности

Регулирующий орган – федеральный орган исполнительной власти, основной задачей которого является выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере несостоятельности. Полномочия и порядок осуществления деятельности данного органа получили свое четкое законодательное регулирования.

Важные моменты

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

 

Полномочия всех государственных органов, в том числе и регулирующего органа в сфере банкротства, получили свое четкое законодательное закрепление.

В частности, регулирующий орган в сфере несостоятельности осуществляет следующие полномочия:

  • утверждение единой программы подготовки арбитражных управляющих, а также правил организации экзаменов;
  • утверждение федеральных стандартов;
  • осуществление контроля над деятельностью СРО арбитражных управляющих;
  • проведение проверок в СРО арбитражных управляющих в соответствии с законодательными требованиями;
  • предъявление искового заявления в суд с просьбой об исключении конкретного СРО арбитражных управляющих из реестра;
  • обращение в суд с просьбой о привлечении арбитражного управляющего к ответственности;
  • предоставление помощи и поддержи СРО арбитражных управляющих в процессе трансграничного банкротства;
  • ведение реестра СРО арбитражных управляющих и т. д.

Регулирующий орган осуществляет утверждение федеральных стандартов в течение 60 дней с момента представления данного стандарта. Если представленный стандарт не соответствует законодательным требованиям, то регулирующий орган составляет письменный мотивированный отказ в утверждении данного стандарта.

Утвержденный федеральный стандарт должен быть опубликован, а также размещен на официальном сайте регулирующего органа, а государственная регистрация утвержденных стандартов не требуется

Участники процесса

Законодательство о банкротстве предусматривает перечень участников данного процесса, а также регулирует порядок реализации их прав и законных интересов. В соответствии с действующим законодательством участником процедуры банкротства может также быть уполномоченный государственный орган.

Уполномоченный государственный орган – орган исполнительной власти, который наделен определенными полномочиями в сфере несостоятельности. Одним из уполномоченных органов является Федеральная налоговая служба.

Данный государственный орган наделен правом предъявления заявления о признании должника банкротом. При этом законодательство четко регулирует порядок и процесс предъявления подобного заявления.

В частности, налоговый орган может предъявить заявление в арбитражный суд только при наличии обязательства выплаты обязательных платежей (налогов, государственных пошлин и т. д.). Обязанность лица заплатить сумму обязательного платежа может быть предусмотрена решением соответствующего государственного органа (например, налогового или таможенного).

Если заявление о признании должника банкротом было предъявлено другим лицом, то налоговый орган предъявляет заявление о внесении требования в реестр. Соответственно, данный государственный орган является полноправным участником процедуры банкротства  и наделен всеми правами и обязанностями участников судопроизводства по делам о банкротстве.

Кроме налоговой службы в качестве уполномоченного государственного органа также выступает Министерство по экономическому развитию. На данный государственный орган возложена обязанность создания соответствующей нормативно-правовой базы.

Роль регулирующего органа в сфере несостоятельности

А какую роль играет регулирующий орган в сфере несостоятельности и как осуществляется надзор?

Варианты надзора

Давайте более подробно рассмотрим надзорные функции регулирующего органа в сфере несостоятельности и порядок их осуществления:

Название функции Порядок осуществления
Утверждение программы подготовки  и проведения экзаменов арбитражных управляющих В соответствии с действующим законодательством арбитражным управляющим может быть не каждый: для этого необходимо получить разрешение на осуществление данной деятельности, которая свидетельствует о достаточной квалификации арбитражного управляющего.
Утверждение федеральных стандартов Федеральные стандарты в сфере несостоятельности должны быть утверждены и опубликованы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Контроль над СРО арбитражный управляющих Регулирующий орган наделен возможность осуществления контроля за соответствием деятельности СРО требованиям  действующего законодательства. При этом регулирующий орган может также проводить проверки и предъявить иск  в суд об исключении СРО из реестра.
Предъявление иска о привлечении к ответственности Регулирующий орган также осуществляет надзор за деятельностью арбитражных управляющих и может предъявить иск о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.

Государственная сторона

Полномочия государственных органов в сфере несостоятельности получили свое четкое законодательное регулирование.

Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций позволят избежать несостоятельности.

В чем суть банкротства АО и какова его процедура — ответы тут.

Анализ законодательных актов дает возможность выделить следующие группы государственных органов, которые наделены определенными полномочиями в сфере банкротства:

  • органы, которые разрабатывают и осуществляют государственную политику в данной сфере (например, Правительство РФ, Министерство экономического развития);
  • органы, которые наделены надзорными и контрольными полномочиями в данной сфере;
  • уполномоченные органы, которые наделены возможностью предъявления заявлений о признании должников банкротами (данные органы также принимают участие в процедуре банкротства или начинают дело о банкротстве).

При этом законодательство нашей страны предусматривает также определенные полномочия для органов исполнительной власти субъектов РФ, а также для органов местного самоуправления. Они также могут принимать участие в процедуре банкротства.

Правительство РФ имеет центральную роль в системе государственных органов которые участвуют в процессе банкротства. В частности, правительство разрабатывает государственную политику в данной сфере, а также осуществляет координацию и регулирование деятельности органов исполнительной власти в сфере банкротства.

Самостоятельность

Самостоятельность является провозглашенным законодательством принципом, применяемым в сфере банкротства. Учитывая данный принцип, создаются саморегулирующиеся организации арбитражных управляющих, которые объединяют их.

Законодательство предусматривает некоторые требования к СРО. Процесс их создания и осуществления деятельности находится под надзором регулирующего органа в сфере несостоятельности. При необходимости данный орган может предъявить иск в суд и прервать деятельность того или иного СРО.

Суть СРО арбитражных управляющих – их объединение и координация их деятельности. Чтобы стать арбитражным управляющий, необходимо быть членом того или иного СРО — обязательное законодательное требование.

Конечно, законодательной основной деятельности СРО является Закон о несостоятельности предприятий, который четко предусматривает правила деятельности арбитражных управляющих, процесс их назначения, порядок создания СРО и т.д.

Например, заявитель может указать кандидатуру арбитражного управляющего. Если он этого не сделал, то арбитражного управляющего по конкретному делу назначает СРО на основании соответствующего судебного решения.

Несмотря на наличие четкого законодательного регулирования, на практике возникают ряд проблем касательно деятельности СРО арбитражных управляющих. При этом изменению подлежит не только законодательное регулирование: также необходимо иметь определенную практику и опыт, который отсутствует в нашей стране. Именно из-за этого важную роль приобретает регулирующий орган, который осуществляет надзор за деятельностью СРО.

СРО может привлечь своего члена к ответственности за нарушение требований действующего законодательства

Правовой контроль

Действующее законодательство в сфере несостоятельности состоит из системы различных нормативно-правовых актов. При этом соответствующие нормы содержатся не только в ГК РФ, но и в законе о банкротстве и других нормативно-правовых актах.

Законодательство данной сферы можно охарактеризовать, как комплексное. Это обусловлено тем, что нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру несостоятельности, содержат нормы как публичного, так и частного права. Кроме того в законодательстве также содержатся материальные и процессуальные нормы.

Комплексное законодательство включает в себя правовые акты, которые носят как общий, так и специальный характер. Столь большое количество разных норм приводит к возникновению противоречий.

При возникновении проблем касательно применения той или иной правовой нормы необходимо учитывать порядок разрешения коллизий между нормами. Но не всегда это помогает.

Внешние факторы банкротства влияют на неплатежеспособность предприятия, когда внутри самой организации все может быть благополучно в финансовом плане.

Как проходит государственное регулирование отношений несостоятельности — читайте тут.

Возможно ли снизить свои расходы при банкротстве физических лиц при ипотеке — мы расскажем.

Именно поэтому столь важное значение приобретает деятельность соответствующего государственного органа, который разрабатывает нормативно-правовое регулирование несостоятельности. Только при правильном осуществлении полномочий данного органа, можно добиться определенных результатов.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.