помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Как действует правовое регулирование банкротства

Все страны мира, которые характеризуются активным развитием рыночной экономики, располагают мощной законодательной базой, позволяющей правомерно регулировать вопросы банкротства.

Их главной функцией является не только удовлетворение требований кредиторов, но и выявление предприятий, которые являются неплатежеспособными с последующей оптимизацией их финансового состояния. Ликвидация организации в данном случае является крайней мерой.

Признание статуса по признакам

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Анализ Законодательства РФ дает возможность выделить основные критерии, согласно которым судебные органы вправе признать участника предпринимательской деятельности  несостоятельным.

Среди них можно выделить следующее:

  • наличие финансовых обязательств заемщиков перед кредиторами;
  • неспособность юридических или физических лиц удовлетворить финансовые требования кредиторов проистечение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
  • в том случае, когда задолженность участников предпринимательской деятельности составляет 100 тысяч рублей, а физических лиц – 10 тысяч рублей;
  • признание банкротства в судебном порядке.

Существуют также отдельные нормы, регулирующие критерии несостоятельности граждан. Закон гласит о том, что банкротом может быть признано юридическое или физическое лицо, стоимость долга которого превышает стоимость его собственности.

Отдельная норма регулирует критерии банкротства стратегических предприятий и организаций. Такая необходимость вызвана потребностью защиты публичных интересов.

В отличие от физических и юридических лиц, критерием несостоятельности стратегических предприятий является неспособность выполнить обязательства перед кредитором по истечении 6 месяцев с момента их исполнения. Кроме того, сумма долга должна насчитывать не менее 500 тыс. рублей.

Основания для старта процедуры

Источники в законе

На современном этапе развития Российской Федерации первые попытки урегулировать вопрос о несостоятельности были предприняты в 1992 году. Причиной тому стал указ президента «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур».

Но как показала практика, указ характеризовался ограниченным применением, что вызвало необходимость вносить коррективы правовое регулирование банкротства. В дальнейшем, изменения в закон о банкротстве вносились три раза.

В 1992 году был принят закон, который позволил правомерно проводить конкурсный процесс. Несмотря на неполноценность закона, он имел положительную сторону. Благодаря ему стало возможно признание несостоятельности нерентабельных предприятий.

Указ президента О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий

Следующие нововведения появились в 1994 году. Оно заключалось в том, что в закон о банкротстве были введены критерии, позволяющие определить неудовлетворительную структуру баланса. Кроме того, закон гласил о том, что предприятие можно признать неплатежеспособным независимо от внешних признаков установленных законодательством.

В 1998 году также были внесены коррективы в правовое регулирование банкротства, позволяющие несостоятельным владельцам предприятия возобновить бизнес, а кредитором максимально возместить свои убытки.

Последующие изменения были также введены в 1998 году. Новый закон принципиально отличался от предыдущих актов. Согласно установленным нормам, был произведен отказ от принципов неоплатности долга, и введено понятие неплатежеспособность.

В этом же году были введены последние дополнения, которое включает в себя различные рекомендации по ускорению процедуры несостоятельности, которые применимы по инициативе кредиторов организации – должника.

Разбивка по субъектам

Законы, регулирующие процедуру банкротства, содержат множество особенностей. Прежде всего, стоит обратить внимание на тот факт, что существующие нормы варьируются в зависимости от субъекта, в качестве которого могут выступать физические и юридические лица.

В случае с физическими лицами, по инициативе законодательных органов, нормам, регулирующим банкротство граждан, придавалось особое значение. Таким образом, в делах о несостоятельности граждан федеральные законы смогут изменить правомерное регулирование отношений исключительно после внесения коррективов в Закон о банкротстве.

Кодекс РФ предусмотрел уголовную ответственность за нарушение установленных норм в том случае, если законодательные органы обнаружили факт фиктивной или преднамеренной несостоятельности.

Анализ вероятности банкротства предприятия поможет еще до начала процедуры узнать о рисках появления неплатежеспособности.

Где, как и зачем выдается справка о банкротстве, то может получить данный документ — читайте по ссылке.

Что касается банкротства юридических лиц, то существующие нормы гласят о том, что в случаях, когда должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или отдать долг за счет своей собственности, то процедура ликвидации происходит в соответствии с ГК РФ.

Таким образом, требования кредиторов удовлетворяются в соответствии со специальной очередностью, которую предусматривает тот же кодекс. Прочие процедуры несостоятельности юридических лиц регулируются законодательством РФ.

Правовое регулирование в делах банкротства

Правое регулирование банкротства регламентируется законодательством РФ, которое характеризуется неоднородностью. Участников процесса важно понять все тонкости действующих норм по вопросам несостоятельности.

Главные черты

Законодательство РФ по вопросам регулирование банкротства является сложным комплексом норм, которые призваны выполнять процедуры по удовлетворению требований кредиторов и оптимизации состояния предприятий заемщиков.

Главной чертой законов является их неоднородность.

Вопросы несостоятельности, прежде всего, регламентирует ГК РФ, которые условно подразделяются на три группы:

  • акты, регулирующие вопросы несостоятельности граждан;
  • акты, включающие в себя специализированные указания по использованию положений о банкротстве;
  • акты, которые не регулируют непосредственно вопросы о несостоятельности, но регламентируют прочие вопросы, к примеру, нормы устанавливающие ответственность за нарушение законов ( фальсификация банкротства).

Дополнительные нормативные акты

Регулирование вопросов о несостоятельности происходит не только посредством основных законов ГК РФ, но и при помощи дополнительных нормативных актов.

Среди них можно выделить следующее:

Постановление « О требованиях к выбору арбитражного управляющего при банкротстве» Данные нормы призваны регулировать выбор лиц на должность управляющего. Одним из главных требований является независимость выбранных сторон для объективного оценивания несостоятельности.
Закон «Об исполнительном производстве»
  • Закон содержит в себе основные требования к исполнительному производству, перечень необходимых документов, а также последствия, которые ожидают участников процесса в случае нарушения норм.
  • Кроме того, нормы регулируют отложение исполнительных действий.
  • ФЗ Об исполнительном производстве
Закон « О банкротстве кредитных организаций»
  • Нормы призваны регулировать особенности внешнего управления, выбор кандидатуры на место управляющего и его обязательства, которые напрямую связаны с оптимизацией деятельности предприятия – должника.
  • ФЗ О банкротстве кредитных организаций
Постановление «Об обеспечении интересов РФ как кредитора при банкротстве»
  • Акт гласит о правах, которыми обладает Министерство Финансов РФ в отношении кредитора а также предприятия – заемщика.
  • Постановление Правительства России Об обеспечении интересов РФ как кредитора при банкротстве

Взаимоотношения при процессе

Законодательство содержит в себе некоторые специфические нормы, которые призваны регулировать два вида отношений:

Материальные Главной целью является восстановление платежеспособности заемщика. В основном, такой тип отношений состоит из мер, которые призваны предотвратить несостоятельность. Некоторые материальные отношения возникают в процессе применения процедур, постановленных судебными органами.
Процессуальные Направленные на признание заемщика банкротом. Такой тип отношений предполагает возбуждение судебного дела, реализацию требований кредиторов, признание заемщика несостоятельным, ликвидацию предприятия и прочее.

Требования к улучшению

По убеждению большинства специалистов в области юриспруденции, законодательные нормы и процедуры банкротства, несмотря на их разнообразие, неравномерно берут в учет интересы всех сторон процесса. Они утверждают, что существует необходимость регулировать вопросы о несостоятельности, по максимуму удовлетворяя интересы кредиторов с учетом сохранности предприятий заемщиков.

Суть проблемы заключается в том, что арбитражный суд не достаточно объективно проводит оценку данных, которые предприятия признаются банкротами.

Контроль и поддержка

Согласно Законодательству РФ, Федеральная служба призвана выполнять важные функции в процессе регулирования банкротства.

Ее главными задачами является следующее:

  • Служба призвана проводить специальные мероприятия, которые помогают предотвратить банкротство. Более того, представители закона внедряют мероприятия по оптимизации финансового состояния компании – заемщика, а также процедуру реструктуризации.
  • Федеральная служба занимается исполнением полномочий государственного органа, представляя интересы РФ по обязательным платежам, а также интересы РФ, как кредитора.
  • Служба принимает участие в разработке и внедрении процедур, для анализа финансового состояния предприятий и реализует контроль за платежно-расчетным процессом.
Банкротство субъектов естественных монополий не обязательно приведет к потере платежеспособности всей цепочки предприятий.

В чем суть правового регулирования банкротства — юристы поведают далее.

Как заполняется и куда подается заявление о банкротстве — ищите тут.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область -
    • Санкт-Петербург и область -
    • Регионы -

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.