Звонок бесплатный

помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Почему возможен отказ по КАСКО

Большинство автовладельцев, приобретая обязательную автогражданку и КАСКО, уверенны в том, что при наступлении страхового случая получат возмещение убытков, поэтому полис является популярным, многие собственники не жалеют средств для его оформления. Но на практике их может постигнуть разочарование, когда компания отказывается выплачивать возмещение или сильно уменьшает его размер. Причем ранее заключенное соглашение никак не влияет на ее решение, а отказ компания грамотно, с юридической точки зрения, аргументирует.

Если сумма страховых выплат по предположению страхователя должна быть значительной, то отказ становится для него ударом по бюджету. В таких случаях у автовладельцев есть два варианта, доказывать свою правоту самостоятельно или обратиться к помощи профессионалов, которые грамотно смогут оценить действия страховщика.

Но даже при таком подходе страховщик может выиграть дело в суде, он докажет, что его клиент нарушил условия договора, под которыми сам подписался. Ведь автовладелец несет ответственность за свое имущество и обязан его хранить в соответствии с установленными нормами.

Однако на основании нормативной законодательной базы РФ каждый страхователь вправе оспорить отказ по КАСКО. Компании обычно не отступают от своих утверждений, а в суде их представляет целый штат юристов, ведь нести убытки не хочет никто. Поэтому пострадавшему приходится доказывать законность своих претензий нередко очень долго.

Самые распространённые ситуации

Дела, которые рассматриваются, как отказ страховщика выплачивать возмещение при наступлении страхового случая, зачастую очень сложны и единого алгоритма для их проведения не существует.

Но их можно классифицировать по основаниям, которые страховщики выдвигают для отказов:

  • Самое распространенное, которое выдвигают компании – это утверждение, что авто получило повреждения при других обстоятельствах, а не тех, которые указаны в полисе. Для этого страховщики в одностороннем порядке проводят трасологические исследования, хотя в суде такие эксперименты не всегда являются значимыми.
  • Нередко страхователи нарушают договор, их действия становятся поводом для угона машин. Например, угнать машину с оставленными ключами зажигания и документами намного легче. Водитель непреднамеренно забывает о своей ответственности, хотя по условиям договора этот страховой случай не оплачивается. Иногда при таком споре между компанией и автовладельцем последний может добиться успеха, но он зависит от конкретной ситуации по делу.
  • Частая причина отказов страховщиков – несвоевременная подача документов на выплату возмещения. Причем компании отказывают страхователям даже при незначительных отступлениях от сроков, которые были установлены. Но если страховщик не докажет в суде, что такие действия автолюбителя влияют на степень риска, то ему будет отказано и дело выиграет страхователь.
  • Одним из популярных отказов является основание повреждения авто третьими лицами, когда компания не может установить, кто и как это сделал, а страхователь оформил ущерб документально. Если сотрудники полиции зафиксируют факт повреждения с формулировкой об отсутствии события преступления, то компания откажется выплачивать возмещение. В этом случае страхователю можно возбудить уголовное дело на другом основании, независимо от того, был органами установлен факт повреждения имущества или нет. Фактически при этом следует дополнительно обжаловать действия правоохранительных органов.
  • Нередко компании отказываются выплачивать возмещение, потому что авто, по их мнению, эксплуатировалось неисправным, поэтому оказалось в ДТП. Отказ от выплаты со стороны страховщика будет неправомерным, если он не докажет неисправность ТС до аварии.
  • Компания может заявить, что у автовладельца нет талона техосмотра или срок его действия закончился, хотя такие утверждения не являются истиной. В этом случае решить вопрос можно до обращения в суд, следует только предоставить документ.

Покупая полис КАСКО со скидкой, следует внимательно изучить все условия договора — некоторые из них, возможно, предоставляются страховой компанией в усеченном виде, например, может быть не предусмотрен выезд эвакуатора.

Что представляет собой регресс по КАСКО, и какой порядок его применения на практике, читайте тут.

Возможные проблемы

Наиболее частые причины отказов – это несвоевременность подачи документов на получение возмещения, т. е. не вовремя было заявлено о наступлении страхового случая. Но между страхователем и страховщиком также существует немало разногласий, когда один отказывается платить страховку, а другой считает, что тот не выполняет условия договора.

Главным ключом к успеху можно назвать понимание автовладельцем не только своих прав и обязанностей, но и в каких случаях отказы страховщика могут быть оспорены, а когда нет

Сорванные сроки

У автовладельца ситуация может выглядеть следующим образом.

Он попал в ДТП, затем:

  • некоторое время было потрачено на решение актуальных вопросов, поэтому заявление в срок, установленный договором, пострадавший забыл написать;
  • в другом случае он мог написать заявление в компанию вовремя, но не взял документ, подтверждающий его обращение за возмещением;
  • третья ситуация может выглядеть так: он позвонил сотруднику и выполнил его указания по сбору документов, на что ушло времени больше, чем предполагалось;
  • находясь далеко от места проживания написал заявление, как только смог вернуться;
  • еще одна ситуация – это травма, полученная автовладельцем в результате аварии, после которой он провел немало времени в больнице и не смог обратиться в компанию, а тем более собрать документы.

В любом случае страховщик откажет клиенту, потому что он нарушил правила страховки КАСКО, но при этом они обязательно должны быть указаны в договоре. Также ГК РФ предупреждает, что лицо, понесшее ущерб в результате ДТП должно вовремя известить своего страховщика о наступлении страхового случая.

В то же время для страхователя закон предусматривает возможность отказа своему клиенту в выплате, если он не сможет доказать, что вовремя известил компанию, поэтому важные сведения о наступлении страхового случая у страховщика отсутствовали, а значит, страховщик больше не связан обязательствами по договору. Но суд все-таки будет на стороне страхователя, если он представит необходимые документы из ГИБДД и полиции.

Во избежание некоторых непредвиденных ситуаций, связанных с отказом, страхователю лучше:

  • передавая документы страховщику сделать для себя копии, заверив каждую своей подписью и датой подачи;
  • при получении отказа от страховщика принять пакет документов, потому что он представлен не в срок, его следует отправить по почте заказным письмом.

Причины разногласий

Страховщик, всегда ссылаясь на пункты договора и закон, выдвигает клиенту обоснованный отказ, но иногда он сам становится нарушителем ФЗ и поступает неправомерно.

К основным причинам, которые он может выдвинуть клиенту, относится:

  • Невыполнение страхователем условий договора. К примеру, он может сказать, что у водителя отсутствует техосмотр или последний грубо нарушил правила движения, поэтому оказался в ДТП. Причиной отказа может стать поломка машины, причем страхователь заявит, что из-за нее водитель оказался в аварии.
  • Данный страховой случай не был отображен в полисе. Например, по КАСКО не выплачивается возмещение, если машина пострадала в результате стихийного бедствия, связанного с природными явлениями.
  • Страхователем был собран неполный пакет необходимых для выплаты документов.
  • Автовладелец неправильно действовал, когда наступил страховой случай.
  • Собственник начал производить ремонт авто до того, как страховщик провел независимую экспертизу. При таком развитии событий эксперт заявит, что теперь поломку достоверно определить не получится, поэтому в выплате будет отказано.

Правомерный отказ по КАСКО

Многие страховщики заранее разрабатывают список предполагаемых событий, при которых они однозначно совершат отказ по КАСКО. Они размещают списки на своих официальных сайтах и указывают их в договоре.

Так, страховщик имеет право отказать, если:

  • водитель, находящийся за рулем, не был вписан в полис;
  • за рулем находилось лицо, которое на тот момент было под воздействием каких-либо медпрепаратов, снижающих концентрацию внимания;
  • авто было передано сотруднику ДПС с целью преследования нарушителей закона;
  • машину повредили, когда эвакуировали на место штрафной стоянки;
  • причиной ДТП стало алкогольное или наркотическое опьянение водителя;
  • водитель нарушил правила дорожного движения, что доказали сотрудники ГИБДД;
  • авто находилось в ненадлежащем техническом состоянии.

Также компания откажет клиенту, если он вовремя не заявил о незначительных повреждениях машины, а продолжал ее эксплуатировать. Спустя время, он вызвал ГИБДД и сотрудники составили протокол. В этом случае в протоколе будет стоять отметка о том, что следы воздействия на машину со стороны третьих лиц отсутствуют. Поэтому компания выдвинет версию о том, что автовладелец указывает недостоверные сведения.

Как вести себя автовладельцу

Собственнику авто следует заранее осведомиться, как правильно себя вести, если от компании последует отказ.

Если страхователь не сможет доказать свою правоту и ему придется обращаться в суд, то следует нанять для судебной тяжбы юриста, а, возможно, и адвоката. Предварительно собирается пакет необходимых документов.

По заявлению гражданина (ки) в суде можно оспорить отказы по КАСКО подобного плана:

  • выплату не хотят производить, мотивируя тем, что автовладелец потерял документы на машину и ключи;
  • страхователем были нарушены сроки подачи заявления о страховом случае;
  • машиной управлял водитель, не вписанный в полис, хотя это условие было заранее прописано в договоре, суд будет на стороне страхователя;
  • авто пострадало не в ДТП, а при других обстоятельствах, которые компания не считает страховым случаем (природные явления, животные и другие), компания отказывается платить, потому что пострадавшим было оформлено письменное заявление в полицию на отказ от претензий по данному происшествию;
  • если авто было угнано не с охраняемой стоянки, а с другого места (но по закону любой угон является страховым случаем);
  • в протоколе сотрудником ГИБДД указаны не все повреждения, которые получило авто в результате аварии, поэтому компания оплачивает ремонт только записанных.

В то время как страхователи уверены, что застраховали себя от всех возможных случаев, на деле все, оказывается, иначе. В последнее время компании все чаще отказывают клиентам, оформившим у них КАСКО, в выплате возмещения. От общего числа случаев отказы составляют 9%.

Наиболее частой причиной страховщики считают несоблюдение клиентами правил страхования по данному полису. Но это не обозначает, что у страхователя все потеряно, ему следует помнить, что любая причина отказа может быть оспорена в суде. Для этого необходимо руководствоваться нормативной базой по страхованию.

Помощь грамотного юриста поможет разобраться в правилах страхования и важных условиях заключенного договора по КАСКО. Также специалисты помогают урегулировать многие вопросы еще до суда или правильно подать иск.

Почему страховая против

Компании стараются уклоняться от выплат по КАСКО, мотивируя это различными причинами, которые даже не всегда описаны в договоре. В первую очередь все правила страхования они сочиняют для себя, чтобы всегда был повод отказать клиенту при наступлении страхового случая. Нередко условия договора противоречат законодательству, поэтому потенциальным клиентам рекомендуется досконально их изучать, прежде чем подписывать документ.

Если клиент уже подписал договор, то психологически он настроен на то, что уже согласился на все условия, которые выдвинула компания, а потому нередко отказывается бороться. Но при этом клиент забывает, что страховая выплата, которая им будет потеряна, станет прибылью для страховщика. Для того чтобы не терпеть убытков, компании некоторыми ухищрениями даже могут убеждать клиентов в том, что выплата премии им будет положена не при наступлении страхового случая, а при его правильных действиях.

Нередко они рекомендуют приобретать не полный полис, а частичный, предполагая, что не все может случиться с машиной во время действия договора, а впоследствии оказывается наоборот. При этом клиент выплачивает стоимость страховки полностью, на чем компания и зарабатывает. В любом случае пострадавший должен обращаться в суд.

Причиной обращения страхователя может стать не только полный отказ от выплаты, но выплата возмещения в меньшем размере, а также обещания, не выполняющиеся на протяжении длительного времени.

Чтобы рационально тратить средства при покупке авто, следует заранее узнать в салоне, можно ли отказаться от КАСКО при автокредите.

С образцом искового заявления по КАСКО можно ознакомиться по этой ссылке.

Что делать, если по КАСКО задерживают выплату, разъясняют эксперты в этой статье.