Звонок Бесплатный 24/7

помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Как правильно подсчитать ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс представляет собой форму бухгалтерского отчета, в рамках которого фиксируется состояние организации в момент прекращения ее деятельности.

Данная отчетность составляется представителями ликвидационной группы после осуществления расчетов со всеми заимодателями или органами, которые приняли соответствующее решение о ликвидации. Для того чтобы сформировать отчетность, необходимо знать, как составить ликвидационный баланс.

Подготовка

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Иными словами, ликвидационный баланс – это отчет за определенный период, который характеризует состояние имущества предприятия на день прекращения работы в рамках юридического лица. Баланс показывает количество и базу источников, а также сумму расчетов фирмы после завершения деятельности.

В соответствии со статьей 63 ГК РФ после осуществления расчетов с основными займодателями комиссия по ликвидации составляет соответствующий баланс, который должен быть утвержден на собрании учредительского состава предприятия или сторонним органом, принявшим решение. В рамках Закона баланс ликвидации утверждается путем согласования с органами государственного управления.

Также баланс дает исчерпывающую информацию по имуществу, которое после ликвидации будет передано в руки учредителям. После передачи баланса в налоговые службы, организация снимается с учета.

Показатели отчета могут быть положительными для учредителей в случае получения дохода от ликвидации активов компании и отрицательными, когда все задолженности покрываются за счет уставного капитала.

Окончательный ликвидационный баланс ООО включает в себя активы, которые остались после осуществления расчетов, поэтому необходимо тщательно отнестись к составлению документации.

Даже самая незначительная ошибка в расчетах может привести к убыточным последствиям

Какой бывает ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс указывает на сумму долгов, на какую дату и куда должны пойти средства, по каким обязательствам учредитель должен ответить и т.д. Это говорит об обязательствах выплат заработной платы работникам, начислений в специальные фонды, банковских кредитов и компенсаций участникам организации.

Баланс должен быть объявлен сразу после инициации процесса ликвидации компании. Для осуществления данного процесса предоставляется определенный срок, в большинстве случаев о составляет не более 2 недель.

За это время подсчитываются все активы, вычисляется дебиторская задолженность и происходит распределение финансовых средств на основные изыскания. Долги погашаются в порядке, определенном существующими нормативно-правовыми актами.

Образец ликвидационного баланса

Ликвидационный баланс может быть промежуточным и финальным. В рамках промежуточной формы оформляется отчетность по остаточным активам, а в рамках окончательной – по имуществу, переходящему к учредителям.

Также в промежуточном варианте отражается информация о конкретных обязательствах. Итоговый баланс составляется только в момент фактического закрытия компании. Стоит отметить, что он обязательно должен быть нулевым.

Нюансы проведения

Включённые сведения

Информация, которая включается в рамки ликвидационного баланса, имеет следующий вид:

Должны быть включены сведения о составе имущества Включая информацию о зданиях, сооружениях с номерами инвентаризации, наименованиями и адресами. Также указывается дата ввода в эксплуатацию, оценочная стоимость и повреждения.
Сведения о транспортных средствах и оборудовании Обязательно должен быть указан их инвентарный код и фактическое название, а также момент ввода в эксплуатацию.
Сведения о неустановленном оборудовании и объектах О тех объектах строительство которых не было завершено, а также об их балансовой стоимости и выполненных объемах.
Данные о долгосрочных финансовых вкладах По данной категории устанавливается стоимость активов и баланс вложения.
Сведения о запасах и затратах финансовых средств В обязательном порядке должны быть указаны производственные запасы, сумма расходов за отчетные периоды, количество товаров и другой готовой продукции на складах, активы и расчеты с дебиторскими организациями, авансы, которые были выданы поставщиками и краткосрочные вложения финансов в банки.
Информация о нематериальной базе активов С указанием их стоимости.
Требования, которые предъявляют займодатели к учредителям предприятия В данном случае в порядке приоритетной очереди указывается актуальное наименование кредитора и точная сумма долга.

Исходя из вышеуказанной информации стоит сделать вывод, что ликвидационный баланс должен включать в себя:

  • стоимость всех активов ликвидируемой организации;
  • полную информацию о пассивах и активах;
  • исчерпывающие сведения о дебиторской задолженности и требованиях займодателей.

Шаги подсчёта

Перед фактическим истечением срока, который отведен на предъявление требований займодателями, ликвидационной комиссии необходимо сделать следующее:

  • Провести инвентаризацию всех имущественных активов в соответствии с приказом №34 Министерства Финансов РФ. Важно подсчитать реальную рыночную стоимость каждого актива для получения информации о возможности организации погасить все задолженности.
  • Потребовать от дебиторов выплаты задолженностей, по которым уже наступили сроки погашения. Стоит отметить, что если конкретный срок еще не наступил, то организация не имеет права на данное требование – только сам дебитор может расплатиться досрочно исходя из его желаний и побуждений. В некоторых случаях, если учредитель не может рассчитаться с кредиторами, то можно продать задолженности дебиторов. Даже при условии, что они будут выкуплены с заметной скидкой, учредитель получит на руки реальные средства, которые можно использовать для погашения требований займодателей. Данные долги можно продать только в рамках публичных торгов в соответствии со статьей 63 ГК РФ и ФЗ №229.
  • Если первые два шага дали понять учредителям то, что средств для погашения всех требований недостаточно, то необходимо реализовать любое имущество с публичных торгов.
  • После окончания срока, отведенного на предъявление требований кредиторами, бухгалтерия должна заняться заполнением баланса на текущую дату. В рамках данного процесса должна учитываться инвентаризация, уже проданное имущество и факт погашения долговых обязательств дебиторами.
  • К балансу должны быть прикреплены актуальные приложения с содержанием перечня оставшегося имущества и неудовлетворенных кредиторов. Если таковых нет, то данный пункт можно упустить.

Очерёдность согласований

Компания должна пройти следующие этапы ликвидации:

  • единоличный собственник или управляющий состав компании должны вынести решение о закрытии организации;
  • создается специальная группа по ликвидации и назначается уполномоченное лицо для реализации процесса;
  • информируются налоговые органы для изменения актуальной информации о компании в ЕГРЮЛ;
  • создается публичное сообщение о закрытии в СМИ;
  • бухгалтерами составляется промежуточный ликвидационный баланс;
  • происходит расчет с контрагентами;
  • составляется итоговый ликвидационный баланс;
  • осуществляется регистрация результатов закрытия в государственных органах.

Решение об утверждении баланса выносится на общем собрании учредителями. В соответствии с действующими законодательными актами, ликвидационный баланс должен утверждаться уполномоченными органами государственного управления.

Закон определяет следующие случаи согласования баланса с государственным учреждением при ликвидации:

Кооператива Данное положение регулируется ФЗ №215 «О жилищных и накопительных кооперативах».
Финансовой организации В соответствии с ФЗ №395-1 «О банках и их деятельности».

Заключительный ликвидационный баланс составляется с целью обнародования убытков, которые собственники и займодатели понесли в процессе деятельности организации. Также в рамках ликвидационной комиссии должны быть согласованы произошедшие изменения в составе активов с момента составления промежуточной формы баланса.

Ликвидационный баланс должен включать в себя информацию о конкурсном производстве и об итогах специальных мероприятий по продаже активов и удовлетворению требований займодателей. Документ с данными положениями должен быть согласован с налоговыми органами для снятия организации с учета.

Последующие действия

Отчётности

Предварительная подготовка информации ложится на плечи бухгалтерии. Однако, формально, данная процедура должна осуществляться представителями ликвидационной группы. Соответствующая для отчетности форма в 2023 году не имеет установленный порядок оформления, поэтому она разрабатывается в самостоятельном порядке.

Ликвидация общественной организации может быть как принудительной, так и добровольной.

О правовых последствиях ликвидации юридического лица детально говорится здесь.

В данном случае за основу берется рекомендованная форма бухгалтерского баланса №1. После составления окончательной формы ликвидационного баланса он должен быть утвержден лицами, которые приняли решение ликвидировать предприятие. Для этого они должны оформить специальный протокол и проставить характерные отметки прямо на балансе.

С окончательным балансом в распоряжение учредителей поступает все оставшееся после расчетов имущество компании. Данные активы распределяются между участниками предприятия в соответствии с их долями в капитале. После осуществления всех расчетов должна быть осуществлена подача бланка с заявлением по форме Р16001 в налоговые органы.

Также подается протокол о принятии решения, справка об оплате государственной пошлины в размере 800 рублей, окончательный ликвидационный баланс и документы из соответствующих фондов, которые подтверждают отсутствие задолженностей перед займодателями.

Стоит отметить, что сдавать последнюю отчетность не обязательно, так как представители налоговой службы сами запрашивают сведения в ПФР и ФСС.

Информацию о том, как заполнить основные документы для составления полной отчетности по прекращению деятельности организации можно найти на официальном сайте Федеральной Налоговой Службы РФ

Расчёт и списание

Организация должна в полной мере осуществить расчеты с бюджетными структурами и участниками.

Ликвидатор должен:

  • правильно исчислить налоги и сборы;
  • своевременно оплатить налоговые взносы.

В соответствии со статьей 57 НК РФ сдача деклараций должна быть осуществлена по каждому налоговому сбору. При нарушениях в выплатах налогов плательщик обязан выплатить также и начисленные пени.

Ликвидируемая компания рассчитывается с бюджетом в рамках УСН не только по налогам, по которым она считается налогоплательщиком, но и по тем изысканиям. Которые выступают в качестве налогового агента.

В рамках списания должны быть списаны созданные на предприятии обеспечения и расходы и доходы за отчетные периоды. Остатки на счетах списываются на расходы и доходы с деятельности текущего периода.

Стоит отметить, что средства, которые остались после расчетов с учредителями по вкладам могут быть направлены на дивиденды. В данном случаи они облагаются налогом на прибыль.

Должен быть нулевым или нет

Окончательный ликвидационный баланс в обязательном порядке должен являться нулевым. Это говорит о том, что все долговые обязательства должны быть погашены, все активы проданы или распределены между учредителями, а также о том, что уставной капитал был распределен в пропорциональных долях между участниками. Что касается промежуточного баланса, то он, в свою очередь, быть нулевым не должен.

Другими словами, у организации не должно оставаться ни прав, ни обязательств. Если есть любые споры с дебиторами или кредиторами, даже самые незначительные, то считать баланс нулевым нельзя и организация не может быть ликвидирована.

Если погасить действующую задолженность не представляется возможным, то требуется инициация процедуры банкротства в соответствии с существующим профильным законодательством.

В процессе ликвидации производственного кооператива необходимо учитывать нюансы обращений с неделимым фондом.

Образец ликвидационного баланса 2023 года доступен по ссылке.

Возможно ли прекращение деятельности ООО без ликвидации? Ответ в этой статье.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.