помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Функции единой базы ОСАГО

Российским союзом автостраховщиков создана единая база ОСАГО. В ней содержатся данные об автовладельцах и их транспортных средствах. Страховые компании ориентируется на информацию из базы при выдаче полиса.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Каждый участник дорожного движения может попасть в аварийную ситуацию. Если происшествие незначительное, то сотрудники ГИБДД предлагали водителям заключить мировое соглашение.

В момент, когда участники ДТП желали получить новый страховой полис, к ним применялся повышающий коэффициент. Поэтому некоторым автовладельцам приходилось менять страховую компанию. Такая ситуация была ранее. В настоящее время появились изменения в страховании.

До того момента, пока не была создана единая база ОСАГО, многие водители скрывали факты ДТП от новых агентов. Ведь проверить данные у страховщиков не было возможности. После внедрения базы проверка доступна каждой компании.

При оформлении полиса в настоящее время страховые фирмы проверяют данные об автовладельце. На их основании они и устанавливают коэффициент, который напрямую зависит от истории страховых случаев.

Теперь водители не пускают ситуацию на дороге на самотек. Они стараются максимально обезопасить себя, чтобы в будущем к ним не применялся повышающий коэффициент.

Специалисты поясняют, то все начинающие водители будут входить в группу, которой присваивается 3 разряд аварийности. Коэффициент в этом случае будет равен 1. Его величина напрямую повлияет на стоимость страхового полиса. Чтобы дойти до предельной цифры 13, водители должны безаварийно ездить на протяжении 10 и более лет. В этом случае страховка будет стоить в 2 раза дешевле.

Однако если по истечении этого периода произойдет хотя бы одно ДТП, то коэффициент повышается в два раза. Если аварий будет слишком много, то цена полиса вырастет в 2,5 раза. Стоит отметить, что данные единой базы необходимы только для расчета ОСАГО. При оформлении КАСКО они не имеют значения.

Особое значение имеет работа страховых компаний с клиентами, которая может вестись нечестно по отношении к государству. Многие из них, стараясь не потерять страхователя, скрывают данные о виновниках ДТП. В этом случае клиенты будут снова возвращаться к их услугам. Если агент поставит высокий коэффициент, а в дальнейшем раскроет данные об имеющихся авариях, то страхователь может отказаться от обращения к нему, выбрав другую фирму.

Эксперты утверждают, что создание единой базы поможет исключить возникновение подобных ситуаций. Если сотрудники ГИБДД внесут данные о ДТП, то страховщики уже не смогут повлиять на коэффициент клиента.

Информацию из базы и доступ к ней пытаются раздобыть мошенники, привлекая хакеров для взлома, однако им это не удается

Данные по РСА

Российский союз автостраховщиков является некоммерческой организацией. Профессиональное объединение, осуществляющее контроль за ОСАГО, действует в рамках существующего законодательства.

Изначально цель общества состояла в налаживании взаимоотношений между автовладельцами. Также члены союза следили за профессиональной этикой страховщиков. Деятельность организации ведется в соответствии с Федеральным законом №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Российским союзом автостраховщиков оказываются услуги по возмещению потерь клиента при оформлении полиса ОСАГО. Они осуществляются согласно действующему закону. Также они возмещают убытки лицу, понесшему потери в ходе ДТП. Гражданин получит выплаты за причинение урона жизни и здоровью, если виновник аварии неизвестен или не имел полиса ОСАГО.

ФЗ №40 «Об ОСАГО»

Также союз оказывает содействие лицам, которые понесли имущественные убытки, если его страховая компания признана банкротом или не имеет лицензии на осуществление своей деятельности.

В базе РСА внесены все данные о владельцах транспортных средств.

Они включают:

  • ФИО человека;
  • дату рождения;
  • серию и номер водительского удостоверения.

При заключении договора ОСАГО страховые компании должны ориентироваться на данные АИС. Информация необходима для определения коэффициента бонус-малус. Он является основополагающим для 13 классов страхования.

До 2013 года скидка рассчитывалась, исходя их устного заявления клиента. Если выявлялись аварийные ситуации, неизвестные страховщикам, то компания могла не выплачивать ущерб в случае ДТП.

Если у виновника ДТП нет ОСАГО, он обязан компенсировать причиненный ущерб в любом случае, выплатив компенсацию из собственных средств.

Какой минимальный срок ОСАГО в 2023 году определен законодательством, можно узнать отсюда.

Но с 2013 года правила были изменены. Страховые компании должны проверять размер коэффициента бонус-малус по единой базе. Сотрудники фирмы отслеживают работу страховщиков за 10 лет, а также безаварийную езду клиента на протяжении последних 2 лет.

ОСАГО рассчитывается с учетом проверенных данных. Поэтому РСА создали общую базу, которая выводит КБМ для каждого водителя. При отсутствии аварий за прошедший год стоимость полиса снижается на 5%. В случае наличия ДТП за два года происходит повышение тарифа. Если в базе не отражены данные о водителе, то принимается коэффициент 1.

Информация в базу поступает от страховых компаний, работающих на территории России. При этом передавать данные они должны ежедневно. Размер выплат определяется индивидуально для каждого страхового случая.

Однако есть лимиты, устанавливающиеся для всех ДТП. При нескольких пострадавших может быть выплачет ущерб не более 240 000 рублей. Если имеется один пострадавший, то сумма не должна превысить 160 000 рублей.

В случае нанесения имущественного вреда нескольким потерпевшим лимит составит 160 000 рублей, а одного – 120 000 рублей.

Доступные возможности

Обращение страховщиков к единой базе дает преимущества для некоторых клиентов. Они могут получить скидку за безаварийную езду и снизить стоимость полиса. Также автовладельцам важно знать, куда можно пожаловаться в случае нарушения их прав.

Скидки и изменение цен

На начальном этапе начисления коэффициент у всех водителей равен 1, а также они имеют третий класс аварийности. Поэтому стоимость полиса рассчитывается только за счет данных о транспортном средстве. При этом скидки и бонусы отсутствуют.

С каждым годом коэффициент меняется в зависимости от истории вождения человека. При отсутствии аварий ему присваивается 4 класс, а коэффициент становится 0,95. Лицо может рассчитывать на скидку в виде 5%.

Ежегодно при отсутствии ДТП водитель уменьшает коэффициент на несколько пунктов, увеличивая при этом размер скидки на 5%. Через 10 лет в случае отсутствия аварий он составит 0,5, что даст возможность получения 50% скидки.

При смене страховой компании данные о водителе сохраняются в единой базе. В случае возникновения ДТП по вине водителя, он теряет два пункта классности.

Коэффициент при этом возрастает, а стоимость страховки увеличивается на 55%. В случае 3 и более аварий за год будет присвоен класс М и коэффициент 2,44. Полис будет стоит в 2,5 раза дороже.

Подача жалобы

Если клиент, обратившись в страховую, узнает об отсутствии повышения класса безаварийности, то он может пожаловаться в различные инстанции.

Подобные обращения принимаются:

  • антимонопольным комитетом;
  • прокуратурой;
  • роспотребнадзором.

Самым действенным способом считается жалоба в Прокуратуру. По результатам рассмотрения может быть проведена проверка с привлечением компетентных органов.

При составлении жалобы клиент должен четко отражать информацию о случившемся

Ему необходимо указать:

  • нарушение собственных прав как страхователя, ссылаясь на ГК РФ или Закон о защите прав потребителя);
  • детали нарушения;
  • собственные требования.

В жалобе указывается паспортная и контактная информация, так как рассматриваются только подписанные обращения. Клиент может отправить заказное письмо или лично отнести документ в органы. На рассмотрение дается один месяц.

Как узнать состояние полиса

По базе данных РСА каждый клиент имеет возможность узнать информацию об автомобиле, которая указана в страховом полисе. Для проверки данных необходимо зайти на официальную страницу РСА в интернете.

В появившемся окне клиент указывает:

  • серию полиса;
  • номер;
  • проверочный код.

Система проверяет введенные данные в автоматическом режиме.

По окончании проверки появляется информация, отражающая:

  • регистрационный номер автомобиля;
  • VIN-номер;
  • статус полиса;
  • данные о страховой компании.

Также проверить подлинность полиса клиент может по номеру транспортного средства. Эта информация также вводится в появившемся на сайте РСА окне.

Клиент должен знать номера:

  • VIN;
  • транспортного средства;
  • кузова;
  • шасси.

После указания информации в появившемся окне отражаются данные (номер и серия) договора, наименование страховой компании. Также автовладелец может увидеть количество водителей, которые имеют право на управление транспортным средством.

Сервис необходим для получения номера страхового полиса по регистрационному номеру автомобиля.

Особенности работы

После введения единой базы появились некоторые проблемное моменты. Многие клиенты отмечают недостоверность данных системы или отсутствие клиента в ней.

Ошибки и неточности могут быть допущены по различным причинам:

  • Ввод информации осуществляется оператором. Поэтому ошибка может быть допущена самим человеком. При неточности в фамилии или номерах документа человека уже невозможно найти в базе. Этим пользуются недобросовестные страховщики. Они намеренно указывают неверную информацию, чтобы в следующем году страховать клиента с единичным коэффициентом.
  • Также отсутствие клиента может объясняться сменой водительского удостоверения. Если осуществлять поиск по номеру новых прав, то база не найдет такого человека. Поэтому автовладельцу придется делать запрос в АИС для поиска по старому водительскому удостоверению.
  • Одной из самых неприятных ситуаций, когда возникают ошибки в базе, является приобретение страховой компанией статуса банкрота. В результате этого процесса данные могут быть не переданы в базу, поэтому КБМ не подлежит расчету.

Нестандартные ситуации могут возникнуть при внесении информации о клиенте по разным полисам ОСАГО. Если человек имеет собственную страховку, а также вписан в документ родственника или друга в качестве водителя, то система может увеличить КБМ.

Например, водитель, имеющий КБМ 0,6, может при расчете получить полис дороже. Это будет обусловлено тем, что автовладелец другого авто, в полис которого вписан водитель, имеет повышающий коэффициент 0,9. К обоим страхователям в данном случае будет применяться КБМ 0,9.

Если клиент попадает в такую ситуацию, он имеет два выхода:

  • Страхователь может обратиться в РСА с подачей жалобы. К ней должны прилагаться предыдущие полиса ОСАГО, справка об отсутствии убытков в страховой компании. Бланк претензии имеется на официальной странице РСА в интернете.
  • Клиент может посетить страховую фирму, полис которой имеется у него на руках. Сотрудники должны выдать справку (форма №4), в которой будет указан действующий КБМ. Она предоставляется в течение 5 рабочих дней. Использовать ее можно в любой страховой фирме. Полис будет рассчитан на основании предоставленного коэффициента.

Клиенту нужно быть осторожным, если страховщики игнорируют данные единой базы. В случае предложения оформить полис по данным старой страховки, можно нарваться на мошенников. Страхователь может получить фальшивый документ.

Предназначение единой базы ОСАГО

Образование единой базы необходимо для решения ряда определенных задач.

Среди них выделяют:

  • внедрение изменений в закон;
  • стабилизацию страхового рынка;
  • сокращение уровня выплат по полисам ОСАГО;
  • повышение легализации выдаваемых полисов.

База создавалась для упорядочения действий и правил расчета коэффициентов и стоимости полисов. В результате ее внедрения была прекращена деятельность недобросовестных страховщиков.

После принятия решения о создании базы многие страхователи не нашли свои данные в общем реестре. Поэтому новая система позволяет наладить отношения между страховыми компаниями и автовладельцами. При оформлении полиса данные обязательно должны вноситься в единую базу.

Автовладельцам вход в систему запрещен. Им доступна только информация о наименовании компании, оказывающей услуги. Полный доступ к данным имеется только у сотрудников страховых фирм.

База необходима для правильного расчета стоимости полиса ОСАГО. На законодательном уровне предусматривается скидка на услугу при безаварийном управлении транспортным средством. Если скидка не учитывается, то клиент вправе обратиться в контролирующие органы.

Анализ законодательства однозначно свидетельствует о том, что ОСАГО — это обязательное страхование для всех автовладельцев без исключения.

О новшествах, принятых в результате проведения пленума по ОСАГО, можно прочитать тут.

О нюансах страхования ОСАГО для юридических лиц можно прочитать в статье по ссылке.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область -
    • Санкт-Петербург и область -
    • Регионы -

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.