помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

  • В любом городе России
Перейти к услуге

Как Центробанк контролирует ОСАГО

В 2023 году юристы отсудили у страховщиков около 10 млрд. руб., а в 1 квартале 2023 года и вовсе четверть всех выплат по полисам ОСАГО была проведена по решению суда. Статистика эта говорит о том, что манипуляции с данными экспертизы и занижением размера выплат сегодня происходят практически повсеместно, вынуждая наших граждан отстаивать свои права с помощью судебных органов.

Несмотря на эффективность судебного разбирательства, сложность процедуры, затраты времени и денег не всегда оправданы. По некоторым вопросам деятельности страховщиков можно также подать жалобу в Центробанк, в функции которого входит контроль и надзор за исполнением требований законодательства субъектами страхового дела. Если регулятором будут выявлены нарушения, то данный факт вполне может поспособствовать решению спорного вопроса.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

За первое полугодие 2023 года около 40 тысяч российских граждан уже обратились в Центробанк с жалобой на работу страховщиков. Более 80% таких обращений были оформлены в связи с неправомерными действиями страховых компаний по полисам ОСАГО. Большинство претензий было высказано в отношении отказа  в заключении договора страхования, применения коэффициента «бонус-малус», отсутствия бланков и навязывания дополнительных услуг.

Защита прав граждан

Система страхования оказывает значительное влияние на экономико-социальное жизнь общества, в связи с чем во всем мире деятельность страхового рынка находится под надзором государства. В России функции по надзору за страховыми компаниями были переданы Центробанку в сентябре 2013 года, в рамках специфичных обязательств по вступлению России во Всемирную торговую организацию.

В качестве регулятора страхового рынка государство наделило Центробанк следующими функциями:

  • ведение реестра страховщиков;
  • выдача предписаний субъектам страхового дела в случае выявления нарушений в их деятельности;
  • выдача, приостановление и аннулирование лицензий на ведение страховой деятельности;
  • контроль и надзор:
    • за выдачей страховыми компаниями банковских гарантий;
    • за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщиков;
    • за прекращением деятельности страховых компаний, у которых были отозваны лицензии;
    • за соблюдение законодательства участниками рынка, в т.ч. путем проведения проверок;
  • расчет квоты и выдача предварительного решения на увеличение уставного капитала, а также открытие представительств, для страховщиков с иностранными инвестициями.

Оформление жалобы в Центробанк является достаточно простым и эффективным средством урегулирования спорного вопроса со страховщиком, нарушающим действующее законодательство, и может быть рекомендован для использования в таких ситуациях

Кроме функций страхового надзора государство вменило в обязанность Центробанка получать, рассматривать и отвечать на письменные и устные обращения граждан, а также, принимать на их основании соответствующие решения в рамках имеющихся полномочий. Таким образом, любой граждан, права которого нарушены страховой компанией, имеет право обратиться с жалобой на деятельность такого страховщика в Центробанк и получить обоснованный ответ.

Отсутствие осведомленности клиентов о возможных способах защиты своих прав играет на руку недобросовестным страховщикам и позволяет им и дальше продолжать свою незаконную деятельность. Чтобы этого не произошло, страхователям следует знать о своих правах и защищать свои интересы любым законным способом.

Чтобы знать, куда обращаться за выплатой по ОСАГО от Ингосстраха, следует внимательно изучить условия договора при подписании и обзавестись контактной информацией контакт-центра и ближайших отделений компании.

Ознакомиться с основными условиями ОСАГО, утвержденными законодательством, можно по этой ссылке.

Жалобы по ОСАГО в Центробанк

В соответствии с ФЗ №59-ФЗ «О работе с обращениями с гражданами» жалобой является просьба гражданина о восстановлении или защите его законных прав, свобод или интересов. Как правило, изначально жалоба подается в виде заявления, в результате рассмотрения которого уполномоченным государственным органом предоставляется мотивированный ответ.

Если ответ не предоставлен либо решение не устраивает заявителя, он имеет право подать жалобу уже на действия данного органа его вышестоящей организации, а также обратиться в суд для компенсации убытков и морального вреда, которые возник вследствие действия (или бездействия) соответствующих государственных органов.

Образец претензии

Требования

Для рассмотрения жалобы по ОСАГО в Центробанке прежде всего необходимо удостовериться, что данный вопрос входит в его компетенцию, для чего стоит ознакомиться с соответствующими положениями Конституции РФ и ФЗ №86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации». Если суть жалобы находится вне компетенции регулятора (например, имеются угрозы от работника страховщика), то заявление будет передано на рассмотрение другим органам.

Как оформить

После этого следует подготовить  сам документ, который должен содержать следующую обязательную информацию:

  • наименование органа (ФИО должностного лица либо его должность), в который направляется жалоба;
  • персональные данные заявителя (ФИО);
  • почтовый адрес для получения ответа по данному обращению;
  • краткое и лаконичное описание сути проблемы;
  • дату заявления.

Подготовленное обращение распечатывается 3-х экземплярах, заверяется клиентом и передается на рассмотрение:

  • в Центральный офис Центробанка;
  • региональное представительство ЦБ РФ;
  • страховщику, в отношении действий которого подается жалоба регулятору.

Как правило, основаниями для обращения с жалобой в Центробанк служат следующие нарушения страховщиков:

Наименование нарушения Условия Возможность обжалования в ЦБ РФ
Отказ страховщика в страховании договора ОСАГО Отсутствия веских оснований для отказа ДА
Нарушение сроков рассмотрения вопроса о возмещении полученного ущерба Если срок с момента подачи заявления превышает 20 дней ДА
Продажа полисов с обязательным условием приобретения другого вида страховых услуг (т.н. навязывание) Требуется предоставление подтверждения такого факта ДА
Отказ в принятии заявление на выплату страховки по причине неполного пакета документов Предоставленный пакет документов соответствует списку, указанному в правилах страхования ОСАГО ДА

В качестве документов, подтверждающих факт нарушения, могут выступать:

  • фото-, видео- и аудиоматериалы;
  • различные документы (договора, заявления, обращения и т.д.);
  • свидетельские показания очевидцев.

При оформлении заявления необходимо учесть, что все предоставленные данные будут тщательно проверяться, а в случае предоставления заведомо ложных данных, заявитель, в таком случае, будет нести ответственность в рамках законодательства. Поэтому, подавая заявления, данному лицу следует быть уверенным в своих претензиях.

Однако, не все вопросы, которые касаются деятельности страховых компаний, могут быть решены подобным путем. Например, если клиент не согласен с расчетом суммы выплаты возмещения по полису ОСАГО, то ему придется обращаться в суд. Центробанк не обладает полномочиями для самостоятельного расчета таких данных, а также не имеет права принуждать страховщика к их выплате.

Для того, чтобы заявление было рассмотрено, в каждом из указанных случаев требуется предоставить документы, которые подтверждают факт нарушения

Результаты

В результате рассмотрения жалобы по ОСАГО в Центробанке к страховщику могут быть применены следующие меры воздействия:

  • принуждение выплатить клиенту все штрафы, пени и неустойки, которые предусмотрены договором, а также все расходы, которые были понесены в результате имевшего места нарушения;
  • инициирование и проведение других проверок деятельности страховой компании с целью выявления других нарушений;
  • наложение штрафа и/или увольнение ответственных лиц страховщика;
  • приостановление/отзыв лицензии на осуществление вида страховой деятельности.

Как правило, возможность применения Центробанком подобных мер воздействия воспринимается страховыми компаниями крайне серьезно, поэтому даже предупреждение о возможности подачи подобной жалобы может во многих случаях помочь урегулировать имеющийся конфликт.

Образец

Единого образца жалобы не существует, так как в каждом конкретном случае нарушения разные.

Тем не менее, имеются основные требования к составлению подобного документа, выполнение которых влияет на вероятность получения соответствующего решения регулятора:

  • суть жалобы должна четко указывать на имеющиеся нарушение страховщика в сфере его профессиональной деятельности;
  • предоставленные доказательства должны недвусмысленно указывать на имевшее место правонарушение;
  • для изложения сути проблемы необходимо придерживаться фактов;
  • при подготовке документа следует придерживаться официально- делового стиля письма.

Образец можно скачать ЗДЕСЬ.

В любом случае, каким бы ни было по форме такое  обращение, если указаны все необходимые данные и имеются подтверждающие факт правонарушения законодательства, можно смело рассчитывать на защиту своих прав и интересов от регулятора, т.к. это является его основной функцией.

Все поля в бланке извещения о ДТП по ОСАГО следует заполнять внимательно и корректно, чтобы избежать разногласий и спорных моментов при возмещении ущерба.

На сколько подорожало ОСАГО в последнее время, можно узнать из этой статьи.

Читайте также здесь, чему равна сумма выплат по ОСАГО, и что влияет на расчет компенсаций.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область -
    • Санкт-Петербург и область -
    • Регионы -

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.